19 Март 2011

Юридическая психология




По делам частного обвинения (о причинении легкого телесного

повреждения, побоях, клевете без отягчающих обстоятельств, оскорблении)

в судебных прениях участвуют потерпевший и его представитель.

Последовательность выступлений обвинителей и защитника

устанавливается судом. Продолжительность судебных прений не

ограничивается. Однако председательствующий вправе останавливать

участников судебных прений, если они касаются обстоятельств, не имеющих

отношения к делу. После произнесения речи лицо может выступить еще

один раз с репликой. Право последней реплики принадлежит защитнику и

подсудимому.

Участники судебных прений анализируют в речах свою версию

рассматриваемого события, стремясь повлиять на благоприятный для своих

интересов исход дела, опровергают модель события или его элементы,

отстаиваемые другими участниками судебных прений, излагают свои

предложения относительно возможного наказания или оправдания

подсудимого.

Судебные прения — форма публичного, официального общения

посредством судебной речи.

Искусство судебной речи — искусство убеждения посредством

целенаправленной систематизации фактов, убедительной их оценки.

Мастерство судебной речи связано с глубиной логического анализа и

образностью изложения. Значительную роль в убедительности судебной речи

играют психологический анализ личности подсудимого и потерпевшего,

характеристика их устойчивых поведенческих особенностей, чрезвычайность

обстоятельств, в условиях которых произошло правонарушение.

Судебная речь не является обособленным актом — она должна быть

тесно увязана с результатами судебного

202

Юридическая психология

следствия. Только доказательства, полученные в судебном следствии,

могут быть положены в основу судебной речи.

Язык судебного общения выполняет ряд взаимосвязанных функций —

познания, общения, психического воздействия. Строго официально-деловой

стиль общения здесь перемежается с элементами разговорного, научного и

литературно-художественного языка. Неофициальная, бытовая сторона

жизни людей обсуждается простым разговорным языком, что придает

судебной речи доступность, понятность, жизненную реальность. Научно-

абстрактные аспекты дела требуют использования научных терминов,

юридических и психологических категорий, норм закона, унифицированных

языковых формулировок.

Эмоционально воздействующая функция судебной речи реализуется

образностью изложения, различными эмоционально-оценочными

средствами. Все это делает судебную речь особым видом речи, требующим

специального психологического описания и анализа.

Различаются структура судебной речи, ее стиль и язык. Структура

судебной речи — ее композиционный план, логика и психология построения,

соответствие ее частей задачам и цели судебных прений.

Цель судебной речи — убедительно, аргументированно воздействовать

на суд, формировать внутреннее убеждение судей. Задачи же судебной

речи различны на разных ее этапах.

Различаются вступительная, основная и заключительная части

судебной речи. Эффективное построение вступительной части судебной

речи в значительной мере определяет успех судебного оратора.

Психологическая задача вступления — вызвать обостренное внимание,

организовать направленность сознания судебной аудитории, ее интерес,

установить с ней коммуникативный контакт, обеспечить ее доверие,

подготовить аудиторию к принятию основной позиции оратора.

Различные мастера судебной речи начинали свои выступления

разными приемами, но все они отличались единой психологической

направленностью — вызвать повышенную ориентировочную реакцию

слушателей. Вступительные части речей всех знаменитых судебных орато-

203

Раздел V. Психология судебной деятельности

ров отличались краткостью. Но это краткость особого рода — стимул,

обеспечивающий направленность сознания судебной аудитории. В каждом

случае такое вступление имплицитно (скрытно) связано с возникшей

судебной ситуацией, намерением судебного оратора, его процессуальной

позицией. Здесь осуществляется психологический настрой слушателей.

Речь судебного оратора не должна начинаться вяло, бесцветно,

трафаретно. Но вступление не должно быть насыщено и искусственным

пафосом — аудитория еще не готова к эмоциональному сочувствию. Она еще

полна ожиданий, готова к повышенной критичности. «Зацепить» же

внимание слушателей можно и очень простыми, близкими аудитории

проникновенными словами. Эти слова должны быть «эмоциональным

ключом» к последующему взаимодействию с аудиторией.

Уже древние ораторы различали три разновидности вступления:

внезапное, естественное и искусственное.

При внезапном вступлении оратор начинает речь с описания явления,

отношение которого к рассматриваемому в суде вопросу остается некоторое

время проблематичным. (Во вступлении может быть использовано и обра-

щение к судьям, и критическая оценка одного из тезисов, провозглашенных

процессуальным оппонентом, и видение своей процессуальной обязанности.)

Но смысл первых фраз судебного оратора должен быть предельно ясен.