19 Март 2011

Юридическая психология




Здесь же указываются

вопросы, поставленные перед экспертизой (без изменения возможных

неточностей и терминологических ошибок).

В исследовательской части описываются все использованные

диагностические методы, методики и процедуры, прилагаются протоколы

их проведения.

В заключительной части даются ясные и четкие ответы на

поставленные вопросы.

Невозможность получения информации или точного ответа должна быть

обоснована. Если однозначный ответ невозможен, он может быть и

вероятностным.

Ответы на поставленные вопросы и являются выводами экспертизы.

Эксперт-психолог не дает юридической оценки исследуемых обстоятельств.

Эксперт может быть допрошен следователем или судом. Заключение

экспертизы подлежит их оценке. Следователь, суд, другой полномочный

орган или должностное лицо определяют обоснованность заключения и его

значение в системе доказательств. Необоснованное заключение может

быть отвергнуто. При этом назначается повторная экспертиза.

Заключение судебно-психологической экспертизы может оцениваться и

другими участниками уголовного про-

123

Раздел IV Психология предварительного следствия

цесса, которые могут ходатайствовать о повторной экспертизе.

§ 3. Поводы обязательного назначения судебно-психологической

экспертизы и постановка вопросов перед судебно-психологической

экспертизой

Перед назначением судебно-психологической экспертизы следует четко

установить повод для ее назначения, т.е. выявить факты,

свидетельствующие о необходимости этой экспертизы. Рассмотрим

вначале поводы для обязательного назначения судебно-психологической

экспертизы.

1. Судебно-психологическая экспертиза назначается по поводу

умственной отсталости несовершеннолетнего обвиняемого. Эта экспертиза

может быть назначена только после судебно-психиатрической экспертизы и

при наличии в поведении лица отдельных психических отклонений, сви-

детельствующих о возможном его отставании в психическом развитии. При

этом ни педагогическая запущенность, ни низкая успеваемость не являются

показателями отставания в психическом развитии несовершеннолетнего.

Признаками отставания в психическом развитии несовершеннолетнего

служат:

1) инфантильность поведения и мышления (несоответствие поступков и

суждений возрастному уровню лица, их детскость), неспособность к

самостоятельным умозаключениям;

2) несоответствие мотивов содержанию и целям действий;

3) нарушения в целенаправленности и критичности поведения;

4) неспособность к социальной коррекции поведения.

При наличии всех этих признаков или одного из них

может быть вынесено постановление о проведении судебно-

психологической экспертизы, в котором должны быть поставлены

конкретные вопросы, примерно в такой формулировке:

1) имеются ли у данного лица отклонения от нормального для данного

возраста уровня психического развития и в чем они выражаются;

124

Юридическая психология

2) можно ли на основе данных психологии сделать вывод о том, что

имеющиеся у данного лица отклонения в психическом развитии

препятствовали осознанию им полностью (или частично) значения своих

общественно опасных действий;

3) в какой мере лицо могло руководить своими действиями;

Перед судебно-психологической экспертизой нельзя ставить вопрос:

нормальному уровню развития какого возраста соответствует фактическое

развитие данного лица? Психическое развитие умственно отсталого

несовершеннолетнего принципиально отличается от нормального уровня.

2. Судебно-психологическая экспертиза назначается для выявления

способности лица правильно воспринимать существенные для дела

обстоятельства и давать о них правильные показания. Следователь

(судья) должен знать возможности судебно-психологической экспертизы в

этой области.

Судебно-психологическая экспертиза может установить

индивидуальные особенности психики: уровень абсолютной и разностной

чувствительности, особенности цветоощущений, объем восприятия,

особенности восприятия времени, движения и пространственных качеств

предметов и явлений (пропорции частей предметов, их пространственную

ориентацию, размеры, форму, удаленность, особенности рельефа и т. п.).

Широкий диапазон индивидуальных различий имеют и память, и

мышление, и воображение человека, такие особенности личности, как

внушаемость, склонность к фантазированию. Люди с повышенной

внушаемостью склонны к ложному узнаванию, различным внушаемым

дополнениям к своим представлениям.

В компетенцию судебно-психологической экспертизы не входит

установление влияния конкретных условий на возможности восприятия1.

Перед судебно-психологической экспертизой должны быть поставлены

вопросы, связанные с выявлением у лиц

1 Это относится к компетенции следователя и устанавливается в следственном

эксперименте.

125

Раздел IV.