19 Март 2011

Юридическая психология




). Для преступников-рецидивистов ха-

рактерны особенно глубокие сдвиги в мотивационно-потребностной сфере: она

крайне примитизирована, их действия совершаются на низком импульсивно-

установочном уровне регуляции. Мотивация таких действий свернута, что и

создает видимость «безмотивного» преступления.

Потребности каждого человека выступают для него как система

индивидуальных необходимостей. Различаются потребности объективно

необходимые и различные потребности-наслоения — квазипотребности.

Потребности большинства преступников имеют характерные

особенности. Социализированная личность не может существовать только на

уровне потребления. Ее психическое развитие предполагает смещение центра

потребностей на созидание, саморазвитие и самореализацию. Но это

существенно важное качество социализированной личности не сформировано

у большинства преступников.

Потребности лиц, совершивших преступления, отличаются узостью,

ограниченностью, материально-утилитарной односторонностью,

недоразвитостью социально-положительных видов потребностей (в труде,

нравственном поведении), гипертрофированностью потребностей низшего

Уровня, превышением среднего стандарта их удовлетворения,

извращенностью (половые извращения, наркотическая зависимость и др.).

34

Юридическая психология

Для многих преступников характерны стихийно возникающие

побуждения, их зависимость от случайных ситуаций. Дезинтегрированность

целостно-регуляционной системы личности — основная отличительная

особенность большинства преступников. Отдельные эгоистические ус-

тремления преступников, вырываясь из общих социально-позиционных

связей, становятся антисоциальными, они могут регулировать поведенческую

систему личности на подсознательном уровне.

Огульная критика фрейдизма породила общее негативное отношение к

понятию «подсознательное». Современная научная психология уже возвратила

«подсознательное» на «свое» место.

Однако стереотип «запрещенности подсознательного» пока еще продолжает

господствовать в нашем правоведении, которое в исходных позициях

базируется только на сознании. Но на базе этой ограниченной концепции

нельзя понять смысл и противоправную сущность большинства поведенческих

проявлений — ситуационно-импульсивных действий личности. И хотя для

обозначения механизма этих действий придуман псевдонаучный суррогат

«безмотивные преступления», это не спасает положения — беспричинных

явлений не существует.

Подсознательные механизмы психической регуляции проявляются во всех

установочных действиях, в широчайшей системе поведенческих стереотипов.

Чем ниже уровень сознания (а этим и характеризуется большинство

преступников), тем выше роль подсознательных механизмов регуляции

поведения.

Человек сознателен, когда разумно, посредством системы суждений

устанавливает смысл и значение своих действий. Но не все действия человека

— созревший плод его разума, действия человека — внешнее проявление

его личностно-поведенческого комплекса — сложной системы взаимосвязей

сознательного, подсознательного и бессознательного (физиологического).

Понимание этой системной связи и означает системный подход к психике

человека, отказ от «блочного» подхода к ее сущности. Нет отдельных

блоков «сознания» и «подсознания». В системе «сознание — подсознание»

последнее звено является полуавтоматизированным, стереотипным

обеспечени-

35

Раздел III. Криминальная психология

ем человеческого поведения в типовых для него ситуациях. (Нецелесообразно

функционирование сознания во всем объеме при подъеме по привычной

лестнице. Подсознательно мы идем по знакомому малолюдному тротуару. Но

«выключено» ли при этом ваше сознание? Нет. Оно контролирует самые

общие параметры нашего движения — куда идти. Но если мы встретим на

дороге неожиданное препятствие, то механизм сознания будет немедленно мо-

билизован на эту нестандартную и значимую ситуацию, требующую уже

сознательного действия.)

Регуляционные механизмы человеческого поведения проявляются

интегративно. Этим интегративньм, целостным регуляционным механизмом

поведения и является личность — личностная «мера» реакций на различные

проявления действительности.

Система личностных констант формируется в онтогенезе, отдельные ее

составляющие имеют преимущественное формирование в различные

сензитивные периоды жизни индивида. (Так, лишенный эмоциональных

контактов ребенок становится агрессивным; не зная доброго к себе

отношения, он не проявит добра и к другим людям. То, что упрочилось в

тысячах повторений, становится второй натурой человека.)

Основной поведенческий фонд человека стереотипизирован.

Упрочившиеся, обобщившиеся способы поведения данной личности — ее

характериологические качества.