19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Следователь стремится получить соответствующие показания.
Что делать?

Возможные роли: подросток, его родители, сотрудники милиции,
свидетели.

б) Семья (глава семьи — чеченец, его жена — русская, двое детей)
бежала из Грозного, так как оставаться там было опасно. Приехали
в Пермь, думая, что остановятся у родственников жены. Однако
оказалось, что те уехали в неизвестном направлении. Что делать?
Где жить?

Возможные роли: члены семьи, соседи уехавших родственников,
чиновники.

в) Молодой человек желает реализовать свое права на альтернативную
гражданскую службу, поскольку он не приемлет никакого
насилия и является убежденным сторонником идеологии пацифизма.
Что он может предпринять?

Возможные роли: молодой человек, его друзья, представители
правозащитных организаций, военкомата, милиции, работники
судов.

Для проведения урока подобным образом учитель знакомит учеников
с правозащитными методиками. Группам предлагается прочитать
правовой материал.

«Допустим, что вас пригласили пройти в отделение милиции. Что
делать?

Прежде всего работник милиции обязан вам представиться (назвать
свое звание, фамилию и отделение милиции) и объяснить, чем
вызвано его обращение к вам. Особенно это касается работников правоохранительных
органов в штатском.

Выясните, в качестве кого вам предлагают «пройти» — приглашенного
или задержанного.

Если вы приглашенный, вы можете быть приглашены как очевидец
происшествия или понятой, но понятым может быть только совершеннолетний.
Приглашение необязательно для вас. Вы можете его
принять или отказаться. Все зависит от вас.

Внимание!Если вы приглашенный, работник милиции может записать
ваши объяснения. Объяснения — не показания! За отказ и дачу
ложных объяснений нельзя привлечь ни к какой ответственности.

Если вы задержанный:

— идти все равно придется, иначе вас приведут;

ни в коем случае не пытайтесь убежать, вырваться, а тем более
нанести какие-либо удары: эти действия расцениваются как преступление
(оказание сопротивления работнику милиции); ведите
себя подчеркнуто вежливо, четко задавайте свои вопросы;
помните: сотрудники милиции не имеют права применять к несовершеннолетнему
оружие и спецсредства (резиновые дубинки,
слезоточивый газ, наручники)…»1.
Таким образом, ученику предлагают самостоятельно прочитать
правовую информацию.

В методике обучения праву используется так называемый
прием «Изучение казусов».

Ряд ученых считает, что неотъемлемой частью правового
образования является именно изучение казусов (случаев). Включая
их в систему правового обучения, педагог учит школьников
анализировать проблемную ситуацию, находить вариант ее разрешения.

На уроке ученики рассматривают юридические случаи, основанные
на письменных заключениях судов; гипотетические
ситуации, содержащие конфликты и дилеммы; ситуации, имевшие
место в жизни, взятые из газет, журналов, книг и других
источников. Такая информация должна быть представлена
в письменном виде либо выражена аудиовизуальными сред

См. Максудов P.P., Антропов О.О. Знай свои права: Ты и милиция. — М.,
1996.

ствами (фильмом например). Методисты1 предлагают алгоритм
использования этого приема:

1. описание фактов;
2. предъявление проблемы, поставленной данным казусом;
3.
ссылка на аргументы или разного рода позиции, которые могут
существовать при разрешении этого спорного вопроса;
4.
решение, принятое по представленной проблеме, и объяснение
причин вынесения именно такого решения.
Изучение казусов — способ обучения праву, ориентированный
на исследование. Он разработан для того, чтобы помочь учащимся
применять теорию права к реальным жизненным ситуациям. Поскольку
учащимся не дается ясного юридического правила или нормы, которые
нужно применить для решения той или иной проблемы, им
приходится вырабатывать свои собственные идеи и заключения. Этот
процесс помогает пробудить интерес и развить у учащихся логику,
навыки независимого анализа, критического мышления и принятия
решения.

Специалисты2 выделяют несколько этапов использования этой
технологии правового обучения:

1. Выбор практических материалов.
Педагог может обобщать реальные юридические ситуации или
придумывать специальные для учебных целей: они могут быть длинными
или короткими, основанными на документах суда или полученными
из повседневной ситуации.

2. Обзор фактов.
Основой обсуждения в классе являются факты, содержащиеся
в казусе.