19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Выберите вопросы, подходящие к используемым статьям,
или сформулируйте свои.


Непосредственный анализ газетных материалов может проводиться
разными способами: путем общего обсуждения отдельных
вопросов; широкой дискуссии по проблеме.

Если попросить учеников приносить интересные газетные статьи
или сообщения, нетрудно собрать в классе коллекцию, которая
послужит основой для проведения общих дискуссий на темы прав
человека. В этом могут принять участие и родители, помогая своим
детям в поиске интересных материалов.
5)
Интервьюирование

Интервьюирование — хороший способ связать изучение прав
человека с реальной жизнью, расширить социальные представления
школьников о праве, а также развить у них навыки общения с самыми
различными людьми.

Например, если класс изучает права ребенка, то важным источником
информации о том, как изменилась жизнь детей за прошедшие
годы, будут рассказы их собственных родителей, дедушек
и бабушек.

6) Словесные ассоциации

Вот алгоритм использования этого приема на уроке:

— Возьмите ключевое слово, связанное с изучаемым правовым вопросом.
— Попросите учеников быстро (на упражнение достаточно 1-2 мин.)
написать другие слова, которые им приходят в голову, когда они
слышат это слово. Предупредите, что можно не написать ни одного
слова. Вы получили «моментальный снимок» словарного инвентаря,
который ученики ассоциируют с данным им правовым
понятием.

Сравните результаты до изучения темы и после. Это даст возможность
оценить работу на уроке, а ученикам — увидеть собственный
прогресс.
В конце урока ученик кратко выражает свое впечатление по теме.
Данный материал учитель собирает и обобщает.

7) Воспроизведение информации

Хороший способ усвоения и понимания правовой информации —
воспроизведение ее в иной форме (например, прослушав рассказ,

ученики изображают его в картинках). Для этого ученик должен определить,
что является главным в правовой информации, решить, как
воспроизвести это, осознать, зачем и почему он идет таким путем.

Прием помогает развивать не только воображение, но и наблюдательность,
способность делать выбор. Вот алгоритм деятельности
учителя и учеников:

-
Вместе с учениками выберите в качестве источника рассказ, репродукцию,
стихотворение, карикатуру или фильм. Например,
если класс изучает тему «Права ребенка в семье», может быть
использована фотография ребенка-беженца.
-
Ученики внимательно изучают выбранный источник (читают, рассматривают).
Затем передаютэту информацию новыми средствами.
Если они хотят добавить что-то, чего не было в оригинале, то
должны объяснить почему.

-
Ученики представляют новый вариант воспроизведения информации.
Это может быть:
- «радиопьеса», записанная на пленке;
-
короткое литературное произведение, например рассказ;
-
юмористический рассказ в картинках;
повествовательная (эпическая) поэма;
-
картина;
-
коллаж из вырезок и фотографий;
-
выставка или стенд в классе.
В системе правозащитных методик выделяют уроки-практикумы.
Методика их проведения разработана правозащитными
организациями. Приведем в качестве примера модель такой
формы занятия, которая была апробирована в Перми.

«ПРАКТИКУМ «ЗАЩИТИ СВОИ ПРАВА»1

Предварительная подготовка. Подготовить карточки с заданиями.
Непосредственно перед началом урока выдать описания соответствующих
правозащитных методик и технологий. Можно это сделать
и заранее, предложив разработку игровой ситуации как домашнее
задание.

Практикум разработан И. Бочаровым, О. Погониной, А. Сусловым. См.:
Методика преподавания прав человека в школе. И. Бочаров, О. Погонина,
А. Суслов и др. — Пермь. 2000.
8 3666
225

ХОД ПРАКТИКУМА.

Вариант 1.

Каждая группа получает карточки с описанием ситуаций, связанных
с нарушениями прав человека.

Учащиеся разыгрывают игровые ситуации.

Обсуждается, чей способ решения проблемы эффективнее защищает
нарушенные права.

Вариант 2.

Учащиеся, разбившись на 3-4 группы, разыгрывают свои игровые
ситуации, опираясь на собственный опыт и здравый смысл. Затем следует
организовать общее обсуждение. В обсуждении участвуют 1-2 эксперта,
которые заранее получили и изучили соответствующие методики.

ВАРИАНТЫ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ:

а) Подростка вечером на улице остановил милиционер и отвел
в отделение милиции. Там выяснилось, что его подозревают в совершенном
неподалеку от места задержания преступлении, поскольку его
приметы совпадают с описаниями примет преступника, данных свидетелями.