19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Так закрепляются навыки совместной работы, ученики луч

Данные подходы в области методики обучения праву разработаны Бочаровым
И.В., Погониной О.Г., Помадовой Т.Е., Сусловым А.Б., Цукановым
А.Н. См.: Методика преподавания в школе. Права человека. — Пермь. 2000.

ше узнают своих одноклассников. Чтобы использовать этот прием,
учителю надо собирать фотографии, репродукции, иллюстрации на
различные правовые темы из газет, журналов, книг. При изучении темы
каждому ученику дается картинка, материалы для рисования. Школьники
работают в парах.

Один из учеников описывает свою картинку партнеру, который
пытается нарисовать ее только по описанию. Через 10 мин. ученики
в паре меняются ролями. Так как время ограничено, рисунки будут довольно
простыми. Важно описание, а не сам рисунок.

Ученики по очереди сравнивают свои рисунки с оригиналом. Затем
организуется обсуждение: что пропущено в рисунке, почему?

Если учитель начинает работу с новым классом, необходимо попросить
каждого ученика нарисовать своего соседа, одновременно
расспрашивая его, например: «Какие вещи ты любишь?», «Куда ты
хотел бы поехать?», «О чем ты мечтаешь?» и т. д.

По краям портрета своего соседа ученик должен нарисовать чтолибо,
что представляет собой ответы на эти вопросы.
В некоторых случаях вместо рисунка достаточно написать имя
соседа. В остальном задание остается без изменения.

В школах, где изобразительное искусство преподается как предмет,
можно заниматься рисованием плакатов или подготовкой какихлибо
других художественных работ, отражающих правовые вопросы.

3) Работа с картинками и фотографиями

Глядя на картинки или фотографии, мы уверены, что видим их
одинаковыми. В действительности они воспринимаются по-разному.
Можно продемонстрировать ученикам, что все, что мы видим, мы
воспринимаем не одинаково. Вот некоторые правила использования
такого приема на уроке:


Раздайте школьникам, объединившимся в пары, по картинке. Она
может быть связана с темой, которую ученики изучают по праву.
— Дайте ребятам 5 мин. на запись возникших вопросов. Попросите
выбрать 4 наиболее важных из них.
Теперь пусть каждая пара передаст картинку и 4 самых важных
вопроса к ней соседней паре и получит от нее вопросы.
За 10 мин. ребята должны подготовить ответы на вопросы, сделав
два списка:


вопросы, на которые они не могут найти ответа;

вопросы, на которые они могут предложить ответ.
В последнем случае надо непременно записать, почему выбран
именно этот ответ. Например, если ученики думают, что изображен

ный на картинке ребенок — из северной страны, то что конкретно навело
их на эту мысль?

-
Вывесите все картинки, вопросы и ответы на стенд. Попросите
учеников просмотреть картинки, вопросы и ответы товарищей и
прокомментировать их, если это необходимо.
Оставьте свободное место для того, чтобы учителя, родители или
другие ученики также могли сделать свои комментарии или высказать
мысли о картинках.

4) Работа с газетами

Демократическое общество нельзя представить без широкой сети
средств массовой информации. Однако нередко мы читаем необъективные
материалы, построенные на социальных стереотипах и предубеждениях.
Выявление и анализ таких статей и репортажей в газетах
подготавливают учеников к тому, чтобы выявлять подобные
настроения в жизни и противостоять им. Работа с газетами, как и другие
приемы, помогает также развивать у учеников навыки правового
общения.

-
Выберите актуальный правозащитный вопрос, обсуждаемый всеми
средствами массовой информации, например обращение
с представителями национальных меньшинств, или такой, который
является общим для нескольких различных статей, например
вопрос о нетерпимости.
-
Разделите класс на группы по 4-5 человек.
-
Дайте каждой группе статью из местной или центральной газеты
на выбранную тему. При необходимости все группы могут использовать
одну и ту же статью, однако особенно интересно и
полезно сравнивать сообщения разных газет об одном и том же
событии.
Попросите каждую группу обсудить предложенную статью, опираясь
на ряд вопросов: «Выражен ли в заголовке статьи взгляд на обсуждаемый
в ней вопрос?», «Каково ваше первое впечатление об описанной
ситуации? Кажется ли кто-нибудь виноватым? Если да, то кто?»,
«Выдвинуты ли прямые обвинения против кого-либо? Если да, то какие?
», «Предложены ли какие-либо доказательства выдвинутых обвинений?
», «Какая часть статьи посвящена критике кого-либо, а какая
- поддержке или защите людей?», «Приведены ли какие-либо
прямые высказывания людей, подвергнутых критике?», «Как вы думаете,
какие слова в статье в большей степени повлияли на ваше впечатление
о ней?», «Отражены ли какие-либо взгляды обычных людей
на эту тему?», «Каково отношение к вопросу людей, облеченных вла

стью, например работников социальной сферы, милиции, должностных
лиц?» и т. д.