19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Она позволяет вовлечь в работу
всех ребят и обеспечивает независимость суждений.

Ученики делятся на группы по 4-5 человек. Каждая группа садится
вокруг своего стола, на котором лежит большой лист бумаги (а
можно расположиться просто на полу). Учитель пишет на доске какое-
то понятие (например, «расизм», «равенство», «закон») и просит
написать на листе свои ассоциации и вообще все, что приходит в голову,
когда думаешь о предложенной теме. Это могут быть отдельные
слова или небольшой связный текст, примеры, маленькие рисунки.
Все одновременно пишут (лучше фломастерами, а не ручками),
соблюдая самое главное правило: «Говорить нельзя, нужно молчать».

После того как ученик записал свои мысли, он может посмотреть,
что делают его соседи. Он может давать письменные ответы на воп

росы других. Между словами можно рисовать связи, задавать вопросы
(письменно), предлагать встречные аргументы.

Закончить «молчаливый этап» можно через 10 мин. или в тот момент,
когда все перестанут писать. Теперь можно рассмотреть листы,
представить общую картину и обсудить что-то из написанного.

При изучении многих правовых вопросов результативно
проводить диалоги и дебаты.

Различие диалогов и дебатов1

Диалог представляет
собой одну
из форм сотрудничества сторон, которые
обсуждают определенную
проблему
Дебаты явление
оппозиционное:
две стороны противостоят друг другу
и пытаются доказать неправоту
противной стороны
В диалоге нахождение общих знаменателей
является целью
В дебатах целью является победа
В диалоге одна сторона выслушивает
другую (другие) с целью понимания,
нахождения значения и принятия
соглашения
В дебатах одна сторона слушает другую
с целью найти изъяны и парировать
своими аргументами
Диалог расширяет и, возможно, изменяет
точку зрения участника
Дебаты укрепляют собственную точку
зрения участника
Диалог раскрывает предположения
для переосмысления
Дебаты защищают предположение
как истину
Диалог вызывает самоанализ собственной
позиции
Дебаты вызывают критику противоположной
стороны
Диалог открывает возможность достижения
лучшего решения по сравнению
с первоначальным
Дебаты защищают чью-то собственную
позицию как лучшее решение
и исключают другие решения
Диалог создает отношение открытости: открытость ошибок и готовность
к изменениям
-Дебаты создают отношения закрытости,
убежденности в правоте
В диалоге одна сторона уступает
лучшему варианту другой, зная, что
предположения других людей способствуют
улучшению, а не разрушению
В дебатах сторона подает свое лучшее
видение проблемы и защищает
его против вызова другой с целью
доказать правоту

Такие подходы к различию диалогов и дебатов разработаны брянскими
методистами во главе с Н.С. Коваленко. Они использовались в практике работы
школы № 34 г. Брянска.

Диалог призывает к временному
воздержанию от собственных убеждений
Дебаты призывают к решительному
отстаиванию собственных убеждений
В диалоге ищут основы соглашения В дебатах ищут явные различия
В диалоге каждая сторона ищет сильные моменты в позиции другой
В
дебатах каждая сторона ищет изъяны
и слабые моменты другой стороны
Диалог предусматривает реальную
заботу о другом человеке и ищет пути
не оттолкнуть и не обидеть
Дебаты предусматривают парирование
противной позиции без внимания
к чувствам или отношениям и часто
уничижают или осуждают другого человека
Диалог предполагает, что многие
люди имеют частичные ответы и что
вместе они могут свести их к действенному
решению
Дебаты предполагают, что есть правильный
ответ и кто-то его имеет
Диалог всегда остается открытым Дебаты предусматривают подведение
итогов

Классификацию отдельных форм организации работы
с детьми на уроках права можно осуществлять на основе различных
оснований. Так, с позиции деятельностного подхода (по
мнению специалистов Молодежного Центра прав человека и
правовой культуры) целесообразно обратить внимание на такие
формы работы1:

1) «Общий галдеж»

Этот прием хорош для смены темпа урока, например, после длительного
выступления учителя.

Ученикам отводится 5 мин. для того, чтобы они в группах могли
высказать собственное мнение по поводу изученного. Представители
групп могут поделиться своими мыслями с классом, задать вопросы
всем.

2) Рисование

Рисование может использоваться в правовом обучении с целью
развития наблюдательности учеников, воображения, чувства сопереживания.