19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Вот несколько способов организации такой дискуссии.

«Карусель»

«Учащиеся высказывают свои мнения по кругу, как сидят, и каждый
имеет не больше, например, трех минут. Учитель дает инструкцию:

а) назвать вольные ассоциации по теме;

б) высказать одну из возможностей решения заданной проблемы и

обосновать свое мнение;

в) окончить мысль, предложенную и начатую учителем».

«Полилог»

Методика рефлексивного анализа «Полилог» используется для
решения конфликтов, проблем в большом коллективе. Она позволяет
сделать быстрый срез знаний или мнений по какой-то проблеме.
Выбирается тема (вопрос, не имеющий однозначного ответа), и ведущий
просит участников называть ассоциации, которые приходят им
в голову, или возможные ответы. Делать это необходимо по очереди,
друг за другом, как они сидят. Если тот, чья очередь выступать, находится
в затруднении или не знает, как ответить, он говорит: «Пропускаю
», — и тогда продолжает его сосед. Каждое названное слово записывается
ведущим на доску, а ребятами — в тетради. Так можно пройти
несколько кругов до тех пор, пока ответов не накопится достаточно
много. На основании полученных результатов можно сделать какието
выводы и вести дальнейшую беседу.

К сожалению, работа в кругу может оказаться достаточно утомительной
и однообразной. Особенно это зависит от величины группы.
Чтобы разнообразить работу и сократить время, можно ввести в дискуссию
работу в парах.

РАБОТА В ПАРАХ

«Общий шум»

Каждый участник поворачивается к своему соседу (левому или
правому) и за несколько минут обсуждает проблему вместе с ним.
Одной из целей этого упражнения может быть «интервьюирование»
своего напарника и представление его мнения остальным ученикам.

«Колесо»

Школьники разбиваются на две равные группы и образуют два
круга: внутренний и внешний. Члены внутреннего круга поворачиваются
лицом к членам внешнего круга так, чтобы образовались пары.
Предлагается вопрос или задание, которое можно обсудить за 30 60
сек. По сигналу пары начинают говорить друг с другом, второй сигнал:
«Колесо поворачивается» — члены обоих кругов чуть-чуть подвигаются
вправо, так чтобы оказаться лицом к лицу со следующим
человеком. Эту форму хорошо использовать для того, чтобы ребята
познакомились с мнениями своих одноклассников по какому-то вопросу
(например, по проблемам в темах «Право на жизнь» или «Право
на частную жизнь»).

Информация, собранная с помощью этих приемов, может послужить
основой для дальнейшего свободного обсуждения.

РАБОТА В ГРУППАХ
Следующий этап организации правового обучения таким образом
- работа в группах.

«Дума» («Аквариум»)

Участники дискуссии делятся на маленькие группы по 3—4—5
человек и в них обсуждают проблему. Каждая группа вырабатывает
свою коллективную точку зрения. Затем группа выбирает своего представителя.

Представители рассаживаются в центре комнаты и начинают обсуждать
проблему между собой, руководствуясь точкой зрения своих
групп. Остальные участники дискуссии внимательно слушают обсуждение,
и высказывания своего представителя в частности. Если члены
группы не согласны с ними или хотят подсказать своему представителю
новые аргументы, они посылают ему записку. Если группе не нравится,
как выступает ее представитель, она может заменить его другим.
Если же сам представитель в затруднении, он может взять
тайм-аут и посоветоваться со своей группой.

«Подсчитывающая дискуссия»

Сотрудники Фонда «Образование для Демократии» (Польша)
предложили свой метод оценки участников дискуссии.

Учитель предлагает тему и вызывает 6-9 добровольцев (или назначает
участников). Они садятся в центр класса и начинают дискутировать.
Желательно, чтобы каждое высказывание занимало не больше
15 сек. Зрители и сам учитель оценивают каждого из участников,
начисляя премиальные и штрафные баллы.

Вот система такого оценивания:

Участие в дискуссии Баллы
Четкое заявление (определение) своей точки зрения на проблему +2
Существенное замечание +1
Использование доказательств, подтверждающих высказывание +2
Вовлечение в дискуссию другого человека +1
Уточняющий вопрос, продвижение дискуссии вперед +1
Аналогия +2
Выявление противоречия +2
Выявление несущественного замечания +2
Отсутствие заинтересованности, помехи -2
Прерывание говорящего -2
Несущественное замечание -1
Монополизация дискуссии (не дает говорит другим) -3
Выпад против какого-то участника дискуссии -3

«Молчаливая дискуссия»

Эту форму можно использовать перед началом обычной дискуссии,
для того чтобы выявить разные взгляды, мнения и чувства, вызываемые
каким-то понятием или событием.