19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Тогда обсуждение начнется само собой.

Если предмет будущей дискуссии может оказаться далеким от
учеников, не вызывать интереса, необходимо подготовить более эмоциональное
начало. Учитель может прочесть небольшой яркий текст,
ученики разыграть сценку (импровизационно или подготовившись
заранее). Если есть возможность, можно показать ученикам какойто
видеофрагмент (например эпизод из художественного или специального
учебного фильма). Эксперт (приглашенный или кто-то из
ребят) может кратко обрисовать проблему и наметить темы для обсуждения.

Практически все игры в правовом обучении ставят своей целью
вовлечь ребят в обдумывание проблемы, сделать тему личностно значимой.

С помощью разных методических приемов нужно постараться
вызвать у учеников интерес к теме, показать связь предмета дискуссии
с

Специалисты считают, что лучше всего написать тему
шие подтемы на доске или фломастером на листах. В те моменты, когда
дискуссия слишком отклоняется от темы, есть возможность указать
на ее формулировку, возвратиться к проблематике и высветить неясности
понимания дефиниций, увидеть, почему дискуссия отошла от
темы. Хорошо, если тема написана в виде вопроса или утверждения,
которые предполагают множество возможных ответов. Например:
«Может ли родитель (директор школы, командир в армии) ударить
своего сына (ученика, солдата)?»

Важным вопросом в методике обучения праву становится

структурирование и регулирование дискуссии.

Любая дискуссия может протекать свободно или подвергаться
регулированию.

Д. Ондрошек считает: «Если дискуссия не выровнена, появляется
несколько активно говорящих учащихся, а остальные молчат,
не получив слова. Учитель может помочь им, организовав
дело так, чтобы активизировать молчаливых. Для этого существует
много технических приемов (чтобы умерить ораторский
пыл одних и активизировать других)».

В практике работы Молодежного Центра прав человека и
правовой культуры выработались приемы для упорядочивания
свободной дискуссии1.

«Голоса»

Этот прием подходит для классов, где есть несколько очень активных
учеников, которые обычно подавляют остальных.

Каждому участнику дискуссии выдается несколько карточек-«голосов
». Одна карточка — одно высказывание. Высказался — отдал карточку
ведущему. Когда закончатся карточки у самых говорливых, смогут
сказать более тихие.

«Карточки-сигналы»

Для каждого участника дискуссии готовится целый набор карточек-
сигналов: зеленая карточка покажет согласие с говорящим, красная
— несогласие, карточка со знаком вопроса — желание задать вопрос,
с восклицательным знаком — высказаться самому. А можно
придумать карточку — призыв к тишине, если участники дискуссии говорят
все сразу и не слушают друг друга.

«Микрофон»

Учитель вызывает учеников, которые изображают, что они говорят
в микрофон. Ребята не могут вскакивать и кричать, поскольку право
говорить имеет только тот, у кого микрофон (символический).

Иначе этот прием называется «Жезл оратора»: маленькая игрушка,
мячик, палочка — все это может стать «жезлом оратора». Говорить
может только тот, у кого он в руке. Сказал и передал следующему.

«Речевой этикет»

Очень часто, горя желанием высказать свою точку зрения, ребята
не слушают друг друга и повторяют то, что уже было несколько раз
сказано. Для того чтобы ребята слушали чужие выступления, можно
ввести правило. Каждый, кто хочет что-то сказать, должен начать со
слов: «Как сказал мой уважаемый коллега…» — и дальше кратко изложить
суть точки зрения предыдущего оратора. «Я же считаю, что…» продолжает
говорящий и излагает свое мнение. Обращения «мой уважаемый
коллега» или «уважаемый предыдущий оратор» обычно очень
нравятся детям.

Роли (смысловые и организационные)

Еще один прием, позволяющий включить в работу самых разных
ребят, — предлагать участникам дискуссии какие-то роли. Они могут
быть как организационными, так и смысловыми.

См.: Право человека. Книга для учителя. Ч. 1; ч. 2. — М., 2001.

К организационным ролям можно отнести роль «протоколиста»,
кратко записывающего идеи на доске или бумаге; «хронометриста»,
следящего за продолжительностью выступления; «ответственного за
материалы», в нужный момент раздающего участникам дискуссии
листы с текстами или по мере надобности приводящего факты из этих
материалов.

Смысловые роли определяют то, как будут вести себя участники
дискуссии: «во всем сомневающийся», «всем восторгающийся».

«РАЗГОВОР ПО КРУГУ»

Один из простейших способов структурирования дискуссии
«Разговор по кругу».