19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Целесообразно их использовать при обучении праву
в старших классах. Дискуссия позволяет развивать самостоятельность
школьников, которые высказывают свою точку зрения
на проблему. Для проведения дискуссии необходимо сформулировать
определенную позицию по теме и попросить школьников
высказаться. Важно научить детей доказывать свою позицию
конкретными примерами, юридическими правилами.
Ученики должны понять, что нельзя отстаивать свою точку
зрения без аргументации, а потому значимость знаний в таких
условиях еще более возрастает. В процессе дискуссии школьники
приобретают новые знания и закрепляют то, что было уже
изучено. Основываясь на исследованиях словацких специалистов,
методист С. Дьячкова1 показала особенности использования
дискуссии при работе с детьми. Вот ее позиция:

«Часто учителя жалуются, что дети пассивны и не умеют дискутировать.
Они не знают, чего от них ждут, не хотят выступать со своим
мнением в классе или не хотят конфронтации, не хотят выделяться.
Это ведет к тому, что учитель успокаивается, отказывается от мысли
вести дискуссию и возвращается к классическим методам (к проверке
домашнего задания, объяснению нового материала, вопросам по
изученным темам и т. д.). В такой ситуации, если учитель решит по
каким-то причинам все же провести дискуссию, она будет наихудшим
методом.

Правильно проведенная дискуссия, в отличие от других методов,
позволяет видеть, что каждое утверждение может быть истолковано
по-разному; его можно рассмотреть с разных точек зрения.

Вместо повторения одинаково сформулированных параграфов
в дискуссии появляются собственные примеры из жизни, актуальные
случаи применения или недостаточного использования прав человека
в современном обществе. Дискуссия как метод дает возможность
(на основе опыта диалога в классе) убедиться в необходимости принципов
применения основных прав и свобод: право на выражение мне

Из опыта работы школ по методике Молодежного Центра прав человека
и правовой культуры. См.: Государство и право: теория, история, современность.
\\ Под ред. Е.А. Певцовой. — Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001.

ния, учет мнения меньшинства, толерантность при столкновении противоположных
взглядов. Дети в таких дискуссиях учатся формулировать
свое мнение, тем самым способствуя личному самопознанию и умению
свободно говорить на общественно важные

Председатель Международной ассоциации по преподаванию
прав человека Ф. Тибитс сформулировал правила дискуссии:


слушать того, кто говорит;

говорит только один человек;

если хочешь что-то сказать, покажи это, подняв руку;

нельзя прерывать того, кто говорит;

когда ты с кем-то не согласен, убедись, что ты критикуешь
идею, а не человека;

нельзя смеяться над человеком (можно над шуткой, но не
злой);

надо вовлекать в обсуждение всех.
Каждый учитель может вместе с детьми выработать свои
правила проведения дискуссии на уроке.
Возможен вариант, когда учитель предлагает классу готовый
список «Законов дискуссии» и последовательно следит за
их исполнением. Опыт показывает: если ученики осознали необходимость
правил и приняли участие в их разработке, они
более охотно будут их соблюдать.

По мнению С. Дьячковой2, на первом этапе работы «следует уделить
большое внимание соблюдению правил. Следует написать правила
на большом листе ватмана и повесить в классе. Можно совместно
выработать некий жест или сигнал, который подает любой человек
в том случае, когда какое-то из правил нарушается. Иногда назначают
специального «ответственного за правила», который следит за их соблюдением,
указывает на то, когда правила нарушаются, а в конце
дискуссии ставит всей группе «оценку». При желании преподаватель
и класс могут заключить договор о соблюдении правил, установив
поощрения и наказания.

Правила поведения при обсуждении можно расширить до правил
работы в классе. От того, как начнется дискуссия, зависит очень
многое. Чтобы дискуссия прошла успешно, необходимо эмоционально
и интеллектуально настроиться на проблему. Если учитель уверен,

Д. Ондрошек таким образом объясняет важность использования дискуссии
в правовом обучении.
См.: Право человека. Книга для учителя. Ч. 1; ч. 2. Молодежный Центр
прав человека и правовой культуры. — М., 2001.

что проблема важна, значима или интересна для учеников, они уже
задумывались над ней, достаточно просто сформулировать тему или
вопрос.