19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет
(опека)


основной закон государства
(Конституция)
Приложение № 3
«Вопросы к гейму «Заморочки»

1.
Нецензурная брань учащихся в школе — это издержки культуры
или противоправное деяние?
(мелкое хулиганство)

2.
В любом ли возрасте лицо может быть привлечено к уголовной
ответственности?
(Нет. УК РФ ст. 20 — с 16 лет, а по отдельным случаям -с 14 лет)

3.
Может ли быть привлечен к уголовной ответственности 14-летний
подросток, вымогавший деньги у одноклассников?
(УК РФ ст. 20, 163,ДА)

4.
В каких случаях к несовершеннолетнему могут быть применены
принудительные меры воспитательного воздействия?
(УК РФ ст. 90, совершено впервые, преступление небольшой
или средней тяжести)

5. Можно ли расценивать как шалость заведомо ложное сообщение
о готовящемся взрыве в школе учащимися, не желающими
писать контрольную работу?
(УК РФ ст. 20, 207, преступление)

6.
С какого возраста ребенок вправе самостоятельно обратиться в
суд за защитой своих прав?
(СК РФст.56,14лет)

7. С какого возраста ребенок вправе обращаться в органы опеки за
защитой своих прав?
(СК РФ ст. 56, не установлен)

8.
С какого возраста учет мнения ребенка в ходе судебного или административного
разбирательства обязателен?
ст.57,

лет)
9.
Откуда может взяться имущество в собственности несовершеннолетнего?
(СК РФ ст. 60, доходы, дар, наследование, приобретение на
средства ребенка)

10. Кто пользуется преимущественными правами в отношении детей
— отец или мать?
(СК РФ ст. 61, равенство прав родителей)

11.
На ком, по закону, должен лежать основной груз выполнения
обязанностей в отношении детей — на отце или на матери?
(СК РФ ст. 61, равенство прав и обязанностей)

12. У 15-летней Петровой родился ребенок. Кто вправе осуществлять
родительские права?
(СК РФ ст. 62, до 16 лет совместно с опекуном)

13. Освобождаются ли родители от обязанности содержать своего
ребенка в случае лишения их родительских прав?
(СК РФ ст. 71, не освобождаются)

14. Почему законодательство не допускает приема на работу лиц
моложе 16 лет, а при определенных условиях — 14 лет?
(ТК РФ, необходимо получение образования)

15. С какого возраста ребенок приобретает право на уважение его
человеческого достоинства?
(Конституция РФ ст. 17, с рождения)

16. Может ли 12-летний подросток разрешить своим друзьям поиграть
на компьютере, подаренном ему на день рождения?
(СК ст. 60, с согласия родителей)

17. Кем, в соответствии с законодательством, осуществляется защита
прав и интересов ребенка?
(СК ст. 56, родителями, органами опеки и попечительства,
прокурором, судом)

18. Какие обязанности государств по отношению к детям сформулированы
в Конвенции о правах ребенка?
(охранять и защищать права детей)

19. Назовите права детей, предусмотренные Конвенцией о правах
ребенка.
(на жизнь, уважение его взглядов и индивидуальности, свободу
выражения мнений, свободу совести, свободу ассоциаций)
и т. д.

Приложения № 4
«Рекомендации к домашним заготовкам
к гейму «Ты мне — я тебе»
Ученики разрабатывают ситуацию, в которой необходимо дать

правовую оценку действиям участников. Например, 13-летний Киселев
совершил кражу магнитофона из кабинета физики своей школы.

Будет ли Киселев привлечен к уголовной ответственности?

С целью исключения подготовки однотипных ситуаций представителям
участвующих в игре школ рекомендуется подготовить по 1
вопросу: по административной ответственности несовершеннолетних;
по уголовной ответственности несовершеннолетних; поличным правам
детей; по имущественным правам детей; по гражданской дееспособности
несовершеннолетних; по трудовым правам несовершеннолетних;
по способам защиты прав ребенка.

Приложение № 5
«Рекомендации к домашним заготовкам
к гейму «Юридическая консультация»

Готовится вопрос от первого лица, в котором излагается конкретная
ситуация и спрашивается совет, как поступить или какие последствия
могут наступить. Например, «В конституции записано, что
каждый имеет право на образование. Это значит, что человек сам решает
- воспользоваться ему этим правом или нет. «Я учиться не хочу,
а родители заставляют и от этого у меня одни неприятности. Как мне
защитить это мое право?»

Школы-участники игры готовят вопросы по отдельным блокам.

5.3. Методики правового обучения
в практике работы школ
Большую роль в правовом образовании играют дискуссионные
методы.