19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Это также касается общей коммуникативной
ситуации игры.

Дети между собой и с учителем, как правило, устанавливают определенную
дистанцию; существует набор правил поведения, даже
ритуалы, позволяющие выдерживать эту дистанцию без особых затрат
психической энергии. В игре эти правила и ритуалы не действуют.
Участники ролевой игры часто вынуждены вести себя спонтанно: игра
движется вперед. В игре проявляются черты характера, поведенческие
установки, убеждения, в другой обстановке не привлекавшие особого
внимания, скрываемые самим человеком.

Ситуация игры предполагает максимальную свободу действий,
и, конечно же, это требует от учителя большой подготовки, гибкости,
способности быстро реагировать на импровизации учеников, импровизировать
самому — и все это не выходя из роли. Естественно, что
перечислены не все трудности, тем более, что их набор очень индивидуален.
Но и сказанного достаточно, чтобы сделать вывод: игры могут
принести массу неприятностей детям, огорчений — учителю, да еще
и совсем не гарантируют хорошего учебного результата. Нужны ли они
вообще? Да, но только правильно методически организованные»1.

В практике работы школ используется проведение игр-конкурсов
по праву. В таких случаях осуществляется систематизация
правовых знаний, их проверка, которая охватывает достаточно
большой коллектив детей (школу, ряд школ).Учитель права должен
четко сформулировать цель предстоящей деятельности, разработать
систему заданий и вопросов с опорой на содержание
изученного школьниками материала. Целесообразно подготовить
нестандартные задания, которые вызвали бы у участников мероприятия
интерес. Уровень их сложности определяется индивидуально.
Детей не следует предварительно знакомить с вопросами.
Данные мероприятия имеют большой воспитательный
эффект, поэтому многое зависит от корректного поведения пе

См.: Преподавание прав человека. Книга для учителя. Т. 1. 6—8 кл. — М.
2000.

дагога в процессе подготовки учеников для участия в игре.
По итогам конкурса необходимо поощрить его участников.
Проведение игр-конкурсов по праву необходимо тщательно
готовить, четко определив содержание игры и ее этапы.
Вот конкретный пример одного из вариантов такой игры.

Е.И. Бышков, учитель права средней школы № 14, г. КаменскШахтинский
Ростовской области, создал и апробировал игру-конкурс
по праву для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ города,
которая получила название «ИМЕЮ ПРАВО…».

Вот как должно, по мнению специалиста, проходить мероприятие.

ТЕМА ИГРЫ: «ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

ЦЕЛИ ИГРЫ:

- повышение уровня правовой культуры учащихся;
- формирование мотивов к активному изучению права;
- профессиональное самоопределение.
Задачи игры: помочь учащимся разобраться во всем многообразии
отношений, урегулированных нормами права, научить их уважать
законы и отстаивать свои права.

УЧАСТНИКИ ИГРЫ:
Конкурсанты: 14 учащихся 9-х классов, по 1 из каждой школы,
объединенных в 2 команды по 7 человек свободным выбором.
Группа поддержки: по 3 учащихся от каждой школы — всего
42 человека.
Эксперты: трое родителей, имеющих высшее юридическое образование
и работающих в правовой сфере.

Группа обеспечения: 5 человек из числа учащихся школы-организатора
игры (1 — помощник ведущего, 1 — музыкальное сопровождение,
3 — подсчет баллов и работа со зрителями).

Приглашенные — учителя права школ города, инспектор ГОВД
по делам несовершеннолетних, инспектор отдела опеки и попечительства
управления образования мэрии города.

СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ

Игра включает в себя 3 этапа:

— представление;
— конкурс;
— синквейн.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

На данном этапе ведущий представляет каждого конкурсанта и
дает возможность капитанам дать название команде и обосновать его
смысловое содержание (например, команда «ВЕРА» — обозначает
веру в то, что права ребенка будуттак же уважаемы, как и права взрослых.
Команда «НАДЕЖДА» — означает надежду на то, что права ребенка
будут не только декларироваться, но и исполняться). Ведущий
представляет экспертов и приглашенных.

КОНКУРС

Данный этап игры включает 4 гейма:

- «разминка»;
- «заморочки»;
— «ты мне — я тебе»;
— «юридическая консультация».
1-й гейм: «Разминка»

Задачей этого гейма является ввод конкурсантов в круг понятий,
которые будут использоваться в ходе игры.

Ведущий читает определения, а команда должна назвать понятие,
к которому оно относится.