19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Эта методика использовалась
во время оперативного опроса, требующего установить
правильность или неправильность утверждения, положения.
Предлагалось давать ответ в виде условного знака подтверждения
правильности утверждения или его отрицания.

Важной формой деятельности на уроке права специалисты
считали диктант. Его предполагалось вводить в структуру опроса,
чтобы легче было определить степень усвоения учащимися
правовых понятий.

В методике обучения праву 80-х годов разработана система
использования периодики на уроке. Учителя проводили в начале
года анкетирование по вопросам: 1. Из каких источников вы
получаете информацию о правовых вопросах? 2. Как часто вы
читаете материалы газет на правовые темы? 3. Какие материалы
вам нравятся больше всего и почему? Так определялась степень
подготовленности учеников к работе с материалами печати.
Школьников знакомили со способами отбора, обобщения и хранения
материалов периодической печати. Применялась и такая
форма записей: на одной половине листа приклеивался текст
статьи из газеты, а на другой ученики под руководством учителя
записывали свои комментарии к тексту. Материалы периодики
использовали в процессе изложения материала учителем; при
самостоятельной работе учеников по комментированию газетных
сообщений, при постановке познавательных заданий.

Изучение вопросов прав человека осуществлялось в форме
«корреспондентских часов». Каждый ученик получал задание: вы

1 Вагин А.А. Методика обучения истории в школе. — М. 1972.

яснить по материалам газет положение в стране в области прав
человека. Обращали внимание и на США, развивающиеся страны.

Главное внимание на уроках права занимало формирование
у учащихся нравственных качеств: любовь к родине, нетерпимое
отношение к нарушителям порядка, дружба и братство народов
СССР. С конца 80-х гг. методисты рекомендовали усилить работу
с такими понятиями, как долг, честь, совесть, справедливость.
В урок включались элементы дискуссии и полемики.

В трудах А.В. Дружковой1 был систематизирован опыт работы
практиков и ученых в области методики права и обществознания,
разработаны новые подходы к типологии уроков,
содержанию, методическим приемам и средствам осуществления
межпредметных связей. Подвергались критике антикоммунистические
концепции общественного развития при изучении
обществоведения.

Ученикам предлагалось пополнить багаж своих знаний, дополнительно
познакомившись с книгами «для чтения». Большой
вклад в реализацию жанра такой литературы внес С.С. Алексеев2.

Необходимость тесного сотрудничества с правоохранительными
органами обосновывалась многими специалистами. Конкретные
методические рекомендации по изучению правовых
тем были разработаны Г.П. Давыдовым, Г.В. Парабашовым,
В.Е. Бычко, А.Ю. Головотенко, А.Ф. Никитиным, Е.Н. Захаровой,
Г.Н. Лоскутовой, Е.А. Лукьяновой, С.Г. Келиной, И.З. Озерским,
В.М. Обуховым, Н.Г. Самищевой, П.И. Серужным,
Я.В. Соколовым, Н.Г. Суворовой, В.В. Берманом, Д.Н. Журавлевым,
Л.Н. Мысовой, Н.В. Назаровым, Л.Х. Полад-Заде3.

Специалисты считали, что уроки должны быть вариативными.
Учителям были представлены методические разработки
внеурочных мероприятий.

В 90-е гг. XX в. активизировалась деятельность различных
авторов по разработке новых подходов в области обучения праву.
В 1999 г. была создана С.-Петербургская общественная организация,
гуманитарный педагогический центр «Гражданин XXI века».

1 Дружкова А.В. Методика преподавания обществоведения в средней
школе. — М.: Просвещение. 1985; Дружкова А.В. Овчинникова И.П. Методика
преподавания обществознания. — Л. 1971.

2 См.: Алексеев С.С. Книга для чтения по курсу «Основы Советского
государства и права». — М. Просвещение. 1987.
См.: Методическое пособие по курсу «Основы Советского государства
и права». / Г.П. Давыдов и др. — М.: Просвещение, 1989.

Под руководством Н.И. Элиасберг объединились ученые,,
педагоги школ, юристы, правозащитники, участники проекта
«Правоведение в школе»’. Так была теоретически обоснована и
детально разработана целостная система этико-правового образования
школьников с 1 по 11-е классы. Создан учебно-методический
комплекс книг (концепция, программы, методические
рекомендации, хрестоматии, книги для чтения, учебники и пособия,
книги для учителей — всего 38 наименований объемом
в 229 п. л.). С 1997 г. начался эксперимент по внедрению системы
правового образования в массовую практику работы школ.