19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Ведущий предлагает поиграть в какую-нибудь известную детскую
игру (например, когда число играющих на одного больше количества
стульев, и надо успеть сесть по команде; оставшийся без места водит).
«Время от времени, — говорит ведущий, — я буду добавлять новые
правила, двух учеников попрошу быть экспертами и в конце игры
сказать, хороши ли были новые правила и стоит ли их оставить в описании
игры». Игра начинается, и 2-3 раунда ребята играют по заданным
правилам. Затем ведущий вводит новое: «Все должны не добегать
до своих мест, а допрыгивать на одной ножке». Ребята играют
раунд с этим правилом.

Вводится новое: «Все играющие должны быть добры друг к другу,
улыбаться и дарить друг другу подарки». Вначале это правило не
вызывает особого затруднения. Ведущий строго следит за тем, чтобы
никто не толкался, не обзывался («Все играющие должны быть добры
друг к другу»), чтобы все действительно улыбались и дарили друг
другу подарки. Для тех, кто не соблюдает правила, можно ввести «Скамейку
штрафников». Вскоре ребята начинают чувствовать, что что-то
здесь не то. Нельзя принудить быть добрым. Мы ввели в игру «нравственный
закон» и требуем его соблюдения.

Однако обсуждение будет в конце, а пока вводится новое правило:
«Когда водящий кричит «раз-два-три!», с потолка начинает идти
снег, и все стараются быстро занять свободные стулья». Это уже интереснее.
Мы попробовали добавить правило, нарушающее «закон природы
». Выполнить его практически невозможно, поэтому игра в этот
момент прекращается.

Описание принадлежит Дьячковой С, Захаркину М., см. в кн. Преподавание
прав человека в 5—9 классах средней школы. — М., 1997.

Ребята обсуждают, легко ли было соблюдать правила и почему.
Ведущий проводит параллель между правилами игры и законами государства,
нравственными законами и законами природы1.

Некоторые специалисты считают, что увлекаться ролевыми
играми на уроках права не целесообразно. Вот позиция педагога
А. Луховицкой по этому вопросу:

«Для того чтобы проводить ролевые игры и полноценно участвовать
в них, нужно обладать, с одной стороны, определенными умениями,
а с другой — личными качествами, которые просто являются
частью характера. Может оказаться, что вам просто не понравится
«играть».

Необходимо задействовать в игре всех детей в соответствии с их
склонностями и способноаями (в данном случае коммуникативными).

Очень вероятно, что в каждом классе найдется один или несколько
детей, которые откажутся играть вместе со всеми, сразу отойдут
в сторонку. Тут перед учителем встают две задачи: определить, почему
ребенок ведет себя таким образом, и придумать для него деятельность,
соответствующую его возможностям и настроению. А ведь причины
пассивного поведения могут оказаться самыми разными: от
нежелания работать в одной группе с личным недругом до испуга в ситуации
свободного выбора и полной независимости от учителя (последнее—
очень серьезный повод для индивидуальной работы). Отказ
от участия в игре — это только одна из проблем, связанных
с личным поведением ребят.

И еще один трудный момент, рождаемый особенностью детской
психологии. Как правило, чем младше дети, тем глубже они входят
в роль, тем труднее им отделить игровое поведение от. неигрового.
Следовательно, эмоциональные переживания по поводу игровых событий
так же сильны, как и внеигровые. С одной стороны, именно
этот факт составляет одну из основных дидактических ценностей игры:
эмоциональный опыт, полученный в игре, будет так же важен, как и
опыт реальный, а ошибки, ценой которых этот опыт приобретается,
могут не иметь тех горьких последствий, какие влекут порой за собой
ошибки в реальной жизни.

Игра должна быть правильно начата и правильно завершена.

Также описания интересных иллюстративных игр можно найти в следующих
изданиях:
а) Пособие для учителей «Что говорит закон». — М., ИНТЭКЛТД. 1995.
(«Отпуск вашей мечты, превратившийся в кошмар» из разд. III);
б) Ловягин С. Право и лево: Учебник для 7 кл. — М., 1998. («Равные права
» из гл. 3).

В ролевой игре дети часто сталкиваются с проблемами, самостоятельно
решить которые будет им не под силу. Ответственность за то,
как они преодолевают трудности, созданные игрой, и насколько серьезными
будут психологические последствия игры, лежит на учителе.
Это касается игровых ситуаций, которые в чистом виде, скорее всего,
не встретятся ребенку вне игры (будь то ситуация экономическая,
правовая или этическая).