19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Иллюстративные игры

Иллюстративные игры применяются в обучении с целью
детального разъяснения правовых явлений, понятий. Каждая
такая игра создается для иллюстрации определенного конкретного
юридического понятия, явления, мысли: поэтому она не
может служить моделью, на ее основе не может быть сконструировано
несколько идентичных игр с другими подробностями
(как в ролевых).

Обычно иллюстративные игры проводятся для 7—8 классов.

«Ты не один»1. Варианты этого игрового приема часто встречаются
в психотехнике и актерском тренинге. В правовом обучении они
показывают:


что люди зависят в своих действиях, решениях от других людей,
что все члены общества достаточно крепко связаны;
-
что жизнь в обществе заставляет людей постоянно искать компромисс,
вырабатывать решения, согласовывающие интересы
многих.
Возможно, после игры дети дополнят этот перечень.
А) Упражнение «Связка». Для игры понадобится прочная веревка
длиной в несколько метров. Три игрока обвязываются веревкой и
с этого момента могут двигаться только вместе. Остальные члены клуба
разделяются на три группы, занимают в помещении место подальше

1 Пример игр, разработанных Молодежным Центром прав человека и
правовой культуры.

друг от друга и с воодушевлением начинают заниматься чем-то таинственным
и очень непонятным для стоящих в связке (перешептываются,
хохочут, вместе что-то рисуют и т. п.). Их задача — сделать так,
чтобы связанные захотели посмотреть, что делается в группах. Но поскольку
существует ограничение каким-либо предварительно введенным
условием (например лимитом времени) или же каждой группе
удалось придумать действие, особенно интересное только для одного
из тройки, достичь единодушного согласия о направлении движения
в связке не удастся, и им придется договариваться.

Веревка наглядно показывает, как происходит поиск компромисса:
она провисает, когда игроки достигли взаимопонимания, и натягивается,
когда они непримиримы. Во время обсуждения игры можно
поговорить и о способах, которые применяли ученики для
выработки решения: убеждение, давление и т. д.

Б) Упражнение «Цепочка» («Гусеничка»). Для игры понадобятся
воздушные шарики — на один меньше числа игроков. Участники строятся
цепочкой, положив руки на плечи впередистоящего; между животом
одного играющего и спиной другого зажат воздушный шарик,
который запрещается поправлять и придерживать руками. Теперь
цепочка получает задание: пройти по маршруту, преодолеть препятствия
(перевернутые стулья, натянутые веревки, завороты в самых неожиданных
местах). Практически сразу участникам становится ясно, что
успех общего движения напрямую зависит от умения каждого скоординировать
свои усилия с действиями остальных.

Обе игры желательно провести друг за другом, а потом учитель
права задает школьникам такие вопросы: «Что ощущали участники
во время игры?», «Какие наблюдения и выводы они сделали из этого
игрового переживания?»

«Яблоко». Игра внешне похожа на сюжетно-ролевую, но имеет
жестко-заданный итог: в конце игры ученики должны прийти к мысли
о создании закона как всеобщего обязательного регулятора отношений.
Задается сюжет: «В первобытном племени на народное собрание
приходят шесть человек (три пары) и обращаются к старейшине.
Каждая пара состоит из человека, укравшего яблоко, и хозяина яблоневого
сада (дерева). Слушаются три истории (происходит ролевой
рассказ пар о том, как все было), в каждой из них — одинаковое преступление,
но разное наказание:

-
первого вора первый хозяин отпустил;
- второго вора второй хозяин сильно избил;
-
у третьего вора третий хозяин забрал имущество и продал семью
в рабство.

Хозяева могут обосновывать принятые ими меры (своей добротой,
обстоятельствами жизни и пр.).

Каждый воришка протягивает старейшине яблоко (зримый элемент
игры) и недоумевает: «Как же так? Почему за одинаковое дело
нас наказали по-разному? Где справедливость? Рассуди, как судили
предки!» Старейшина бессилен: «Раньше у нас не было яблоневых
садов!» Происходит общенародное обсуждение (желательно, чтобы
те шесть участников, которые имеют конкретные роли, здесь максимально
проявили себя). В результате вырабатывается принцип правил
- единых для всех случаев и обязательных для всех людей.

«Разные значения слова «закон»»1. С помощью этой игры можно
наглядно рассмотреть и обсудить отличие законов юридических
от нравственных и природных.