19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Здесь нет заранее прогнозируемого
результата, требуется творческое и многоаспектное поведение
участников. Деловые игры популярны в обучении управленцев,
экономистов и юристов в системе профессионального
образования. Они призваны моделировать важные процессы
правовой жизни общества.

В школьном правовом образовании уже есть примеры использования
деловых игр. Вот некоторые их примеры:

«Выборы местной власти». Игра призвана показать механизм
формирования местной власти — органов местного самоуправления.
Основой для ее построения будет служить текст Закона о выборах в органы
местного самоуправления, который необходимо тщательно изу

1 Конкретно-правовое содержание имеют интересные ролевые игры, описание
которых можно найти в следующих изданиях:

а) Преподавание прав человека в 5—9 классах средней школы. — М., 1997.
(например, «Право на альтернативную службу», «Американский кинотеатр»,
«История судебной реформы»);

б) Методический альманах. — М., 1994. Вып. 2. (например, «Угроза безработицы
»);

в) Обществознание в школе. \\ 1997. № 6 (Л. Алексеева. Учебная игра для
старших классов «Под защитой закона»).

чить всем участникам; для достоверности игры можно использовать
образцы избирательных бюллетеней, регистрационных документов
(подписных листов). В таких случаях учитель права должен обратиться
за консультацией в органы местного самоуправления. Внеся игровые
изменения в условия Закона (сроки предвыборной компании, количество
необходимых голосов для регистрации кандидата, число
округов и участков), его обнародуют, тиражируют и приступают к подготовке
выборов.

Прежде всего образуется избирательная комиссия. Она объявляет
условия регистрации кандидатов: для регистрации желающему
необходимо собрать не менее «X» подписей участников игры, поддерживающих
его как кандидата, и предоставить в избирком свою
программу.

Всем потенциальным участникам предлагается выдвигать кандидатов,
вокруг которых формируются группы поддержки. Кандидаты
могут быть независимыми или выдвинутыми от партий. Эти партии
складываются

же, в процессе игры, они вырабатывают свою платформу,
определяют ключевые местные проблемы и пути решения, которые
их кандидат предложит обществу. Дети, объединившиеся в партийные
группы, не должны увлекаться межпартийной борьбой,
политической и идеологической агитацией. Их цель — продемонстрировать
механизм участия партий в избирательном процессе, поэтому
названия партий должны быть по возможности нейтральными, не
вызывать злободневных ассоциаций: например, «зеленые», консерваторы,
«отличники». Несколько участников игры получают роли журналистов
(местной газеты, радио и телеканала), которым предстоит
освещать избирательную кампанию.
Этот этап заканчивается регистрацией кандидатов, набравших
необходимое число подписей.

Далее проходит этап наиболее острой предвыборной кампании:
публичные дебаты кандидатов, расклейка листовок, выпуски политической
рекламы. Журналисты берут интервью у кандидатов, политических
лидеров, организаторов, проводят с ними пресс-конференции,
пишут репортажи, выпускают газеты. В ходе игры легко увидеть, насколько
знакомы школьники с действительными трудностями родного
города; впрочем, именно требование роли могут побудить их заинтересоваться
«проблемами взрослых»: экологической обстановкой, количеством
правонарушений, недостаточным финансированием и т. п.

Избирательная комиссия определяет место проведения выборов,
составляет план избирательного участка (участков), вырабатывает
форму избирательного бюллетеня, составляет списки избирателей,

протоколы подсчета голосов, готовит оборудование для избирательного
участка. Между членами комиссии распределяют роли: выбираются
председатель избиркома, заместитель председателя, секретарь.

Точно в срок агитация прекращается. Наступает день выборов.

На собрании всех участников игры председатель избиркома
объясняет процедуру голосования. Затем все участники приглашаются
на избирательный участок. Им вручаются бюллетени. Происходит
процедура голосования. На избирательном участке присутствуют независимые
наблюдатели, представители СМИ. По окончании голосования
вскрывается урна, подсчитываются голоса, составляется протокол
голосования, объявляются его результаты.

По такой же схеме можно провести игровое моделирование местного
референдума по какой-либо реально существующей в городе
проблеме и в строгом соответствии с Законом.