19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Все обучаемые
делают замечания кратко и по существу. Все конфликты разрешаются
мирным путем. Если по ходу обсуждения проблемы возникают
вопросы, следует обратиться к учителю или дополнительной
информации. После завершения работы необходимо
проанализировать проделанное».

Инновационные технологии обучения в настоящее время
направлены на формирование активных жизненных позиций
ученика. К ним относят новые формы работы на уроке в режиме
интерактива. Ученики сидят лицом друг к другу по «кругу» и
выполняют задания по теме. Не исключено, что при этом будут
использоваться традиционные приемы работы с текстом учебника,
закона. Технологии критического мышления, новые формы
деловой игры, проектной работы связаны с инновациями
в области правового обучения1. Степень эффективности новых

См. Приложения.

методик обучения проверяется практикой, экспериментальной
деятельностью школ.

К системе инноваций можно отнести введение медиации
в систему правового обучения1. Ученикам предлагается разрешать
правовые конфликты (решать задачи) мирным путем
с участием нейтрального посредника-медиатора. Так ученики
осознают важную миссию права — помогать людям, обеспечивать
их спокойствие, благополучие, порядок. Вот вариант проведения
медиации на уроке:

«Класс делится на три группы. Первой и второй группе учитель
предлагает познакомиться с информацией правового конфликта.
Пусть она будет письменно изложена на карточках. Группа № 1 защищает
интересы одной стороны, группа № 2 рассказывает о случившемся
со своей точки зрения. После 5-минутного обсуждения конфликта
задачи представитель каждой группы выступает и защищает
свою сторону.

Группа № 5 — медиаторы. Их задача — примерить стороны, доказать
выгодность компромиссного решения проблемы с учетом взаимных
интересов сторон.

Этапы работы (эту памятку можно вывесить на доске):

1. Выступление сторон.
2. Прояснение интересов сторон. Медиатор задает ученикам группы
№ 1 и № 2 вопросы типа: «А зачем вы это сделали…», обращая
внимание сторон на то, что в произошедшем не было злого умысла.
3. Формулирование повестки дня. Медиатор говорит о том, по
каким вопросам следует достичь компромисса.
4. Выдвижение предложений. Каждый может предложить вариант
решения проблемы.
5. Выбор решения. Формулирование соглашения.
6. Выполнение соглашения.
Объяснение процесса медиации, по мнению авторов, можно
сопровождать такой наглядной моделью:

См.: Пронькин В.Н., Гутников А.Б. Живое право. Занимательная
энциклопедия практического права. — СПб., 2000; Обществознание (7 кл.). /
Кравченко А.И., Певцова — М, PC, 2002.

Проверка соглашения за

» волосы — тестирование реальности
Обеспечение эффектив- с помощью вопросов, проясняющих: приемлемость
ной обратной связи меж- предложений, возможное развитие событий, последду
участниками процесса ствия действий

счет его рассмотрения
Современная система правового обучения позволяет педагогу
оптимально сочетать на практике традиционные и инновационные
технологии.

5.2. Игры в обучении праву
Со времен античности игре придавали важное значение,
включая ее в культовые праздники. Во время игр свободные
граждане не работали. Игры сопровождались процессиями,
спортивными, музыкальными состязаниями, сценическими
представлениями. Они вызывали интерес, а посредством их
процесс познания окружающей действительности превращался
в «некое удовольствие»2.

См.: Пронькин В.Н., Гутников А.Б. Живое право. Занимательная энциклопедия
практического права. Книга для ученика. Т. 1: Учеб. пособие для
кл.-СПб., 2000, с. 78.

См.: Словарь античности. / Перевод с нем. — М., 1989.

В правовом обучении используются различные игры, которые
становятся элементом урока (речь идет об игровых ситуациях)
либо его формой (урок-игра). Дидактическая игра —это творческая
деятельность детей, которая имеет педагогическую
направленность и взаимосвязь с другими видами учебной работы
школьников, «где обучающее воздействие оказывает дидактический
материал, игровые действия направляют активность учащихся
в определенное русло учебного процесса, а игровые приемы
и ситуации выступают как средство стимулирования
учащихся к учебной работе»1.

Новые знания и умения приобретаются в ходе игры непроизвольно.
Игра связана с импровизацией.

Вот некоторые правила проведения уроков в форме игры
по праву:

1. Ученикам следует четко, доходчиво объяснить правила игры.
2.