19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Нельзя думать о том,
что традиционное обучение праву однозначно имеет негативный
характер. Напротив, оно проверено практикой, имеет многочисленные
апробации и совершенствования, что позволяло
такой системе изменяться и улучшаться.

Динамичность общественной жизни тем не менее диктует
потребность в изменениях даже казалось бы универсальных
форм обучения. Например, с течением определенного времени
специалисты, анализирующие опыт преподавания права, пришли
к выводу о недопустимости однообразия методических приемов
и средств обучающего воздействия на школьника, осваивающего
азы юридической науки. Поэтому в современной
практике необходимо сочетать традиционные и инновационные
технологии обучения.

Таким образом, педагогические технологии — это упорядоченная
совокупность действий, операций и процедур, инструментально
обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого
результата в изменяющихся условиях образовательного
процесса. Технологии обучения позволяют учителю добиваться
запланированного результата в правовом обучении школьников.

См.: Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных
педагогических поисках. — М. 1994, с. 9—10.

Этимология слова «технология» обращает нас в историю
далекого прошлого, напоминая о его первоначальном смысле
как «искусстве, мастерстве, умении что-либо делать» (от греч.
«techne»). Это позволило обозначать им физические, химические
и механические закономерности в науке для того, чтобы
выявить, использовать на практике наиболее эффективные и
экономические производственные процессы. Пытаясь определить
роль педагогических технологий в правовом образовании,
необходимо понять:


существуют ли закономерности в обучении праву;

возможно ли выработать педагогическую метасистему формально-
выраженных приемов, методов и средств обучения,
адекватных правовому обучению и воспитанию?
В учебниках по праву конца XX в. присутствовали вопросы
типа: «сравни», «объясни», «почему», «зачем», «сделай вывод»
или «определи цель». В таких случаях юридический материал
«проходил» через сознание учеников и оставался в их памяти.
Однако современные тенденции правового обучения требуют
активизировать познавательную деятельность школьника, а потому
появились вопросы типа: «узнай», «выскажи свое мнение и
аргументируй позицию», «оцени поведение и подумай, как можно
было избежать конфликт», «предложи свой вариант решения
проблемы».

Пытаясь подвергнуть системному анализу зарубежный и
отечественный опыт, автор исследовала практику работы отечественных
образовательных учреждений и позиции специалистов
по проблеме. К настоящему времени нет обобщенных трудов
по вопросам методологии правового образования, а потому
данная тема представляется малоисследованной. Обратим внимание
на некоторые результаты проделанной работы.

Современная система педагогических технологий правового
образования характеризуется отказом от авторитарной педагогики
в пользу личностно-ориентированной. Таким образом,
ведущая цель диверсификации правового образования заключается
в создании условий для обучения и совершенствования
знаний, умений, навыков каждого школьника с опорой на принципы
уровневой дифференциации, в том числе учет их индивидуальных
особенностей и способностей.

К настоящему времени доказано, что усвоение внешней
информации обучаемым осуществляется многоканально при
существенном доминировании одного из каналов, что предоп

ределено генетическими факторами и несовершенством школьного
обучения. У кого-то развит звуковой канал восприятия
юридической информации (для аудиалов желательны беседы,
аудиозаписи, подача материала в монологичной форме преподавателем
и проч.), у других же большую роль играет зрительное
восприятие (следовательно, в процессе организации учебных
занятий желательно использовать наглядные средства обучения,
в том числе рисунки, графики, схемы, таблицы, опорные
сигналы, содержательные модели определенной темы курса).
Кинестетики нуждаются в пространственно-двигательных формах
работы, а потому участие в минигруппах, в ролевых, сюжетных,
деловых играх на занятиях становится весьма результативным.
Задача преподавателя заключается в том, чтобы выбрать
полимодальные методы воздействия на процесс усвоения юридических
конструкций школьниками. Однако сделать это без
предварительной подготовки сложно. В профильных образовательных
учреждениях, а также там, где преподавание права
осуществляется с первого класса, должна быть создана грамотная
система правового обучения на базе индивидуального подхода
учителя к каждому ученику (школьные учителя должны
быть знакомы с особенностями психолого-физиологического
развития каждого ребенка, используя это в своей работе).