19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Анализ огромного количества инноваций в школьной системе
обучения праву позволяет выделить отдельные их типы1:
Инновации в содержании правовых курсов. Так, в образовательном
учреждении апробируются новые юридические
учебные дисциплины, содержание которых соответствует духу
времени, новому законодательству, носит практико-ориентированный
характер.

2. Инновации в технологии обучения. Появление новых
методических приемов, в том числе тех, которые не использовались
в данной школе. В первую очередь это связано с проведением
деловых игр и различных форм интерактивного обучения.
3. Инновации в управляющей системе школы. Так, появляются
новые должности (имеется в виду те, которые ранее не
были в школе): замдиректора по правовому воспитанию2, замдиректора
по научно-методической работе и другие. Изменяется
система методической работы педагогов. Предположим, они
объединяются в методические секции или цикловые кафедры,
выбирают тему проведения определенного исследования, осуСм.:
Певцова Е.А. Нововведения в педагогической теории и практике
образовательных учреждений. — М., 1998.
Такая должность впервые появилась в практике работы школ г. Томска
в 90-е гг. XX в.

ществляют общее руководство исследовательской деятельностью
обучаемых.

4. Инновации в воспитательной работе школы. Правовое
воспитание представляет собой важный процесс целенаправленного
воздействия на личность с целью формирования в ней
положительных человеческих качеств. Это способствует становлению
личности, которая уважает права человека, законы
страны и исполняет предписания права.
Специалисты выделяют частные, модульные и системные
инновации1. Применительно к процессу обучения праву это
можно объяснить так. Внедряя отдельный правовой курс, например
в девятом классе, учитель осуществляет частные инновации.
Они имеют локальный характер и пока не связаны
с другими серьезными нововведениями в школе. Однако пройдет
время, и данные изменения несомненно повлекут за собой
комплекс других: так появится потребность применить новые
технологии в области правового обучения, выстроить другую
систему воспитательной работы и проч. Здесь можно уже говорить
о модульных инновациях, захватывающих несколько элементов
системы. И наконец возникает насущная потребность
изменить всю систему: воспитание, технологии обучения, управление
школой. Речь идет о системных инновациях. Последние
были ярко выражены при создании в конце XX столетия
образовательных учреждений с инновационной моделью развития,
где осуществлялась дифференциация профильного характера.
В школах появились юридические классы.

Инновационное правовое обучение2 представляет собой совокупность
нововведений, выраженных в системе действий и
операций учебной деятельности, которые позволяют быстро и
эффективно достичь прогнозируемого и диагностируемого результата
правовой обученности. Они становятся весьма результативными
в школах и образовательных учреждениях нового
типа, где проводятся многочисленные эксперименты, осваиваются
незнакомые для массового обучения педагогические технологии.
Новизна в правовом образовании носит относительный
характер. Зачастую те методические приемы, которые

1 Хомерики О.Г. Развитие школы как инновационный процесс. — М.,
1994.
2 Инновация относится не только к созданию новшеств, но и к преобразованиям
в деятельности, стиле мышления.

предлагают специалисты современному учителю права вовсе не
являются новыми. Это могут быть хорошо забытые педагогические
методики, которые использовались в прошлом; те, что
используются сейчас, но в системе обучения другим наукам;
а также те, что необычны для российского образования, но
заимствованы нашими коллегами путем изучения ретроспективы
и современного состояния обучения за рубежом.

Традиционными технологиями правового обучения называют

совокупность педагогических технологий, существующих в правовом
образовании на протяжении многих лет. Они являются
устоявшимися и общепринятыми. По мнению М.В. Кларина,
«традиционным является урок — одновременное занятие с целым
классом. Учитель сообщает, передает знания, формирует
умения и навыки, опираясь на предъявление нового материала
(сообщение, изложение), его воспроизведение учениками, и
оценивает результаты этого воспроизведения. Традиционное
обучение носит репродуктивный характер, знания и способы
действий передаются учащимся в готовом виде, т. е. предназначены
для воспроизводящего усвоения»1.