19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Распространенной формой урока по праву становится лабораторная
работа с первоисточниками — произведениями Ленина,
документами КПСС. Учитель предлагал задания, учил
работать с текстом документа. Популярны были и практические
занятия с элементами поисковой и творческой деятельности
учащихся. Последние должны были разбирать на уроках жизненные
ситуации правового и нравственного характера, решать
познавательные задачи, участвовать в ролевых играх. Методисты
считали, что главное назначение таких уроков — научить
школьников применять теоретические знания при анализе и
оценке встречающихся в жизни правовых ситуаций. Важно
было сформировать «активную гражданскую позицию, воспитать
готовность участвовать в охране правопорядка»1. На занятиях
в обсуждении проблем участвовали либо все ученики, либо
отдельные группы.

Участники групп, выполнив задание, защищали свое мнение
или решение. При решении задач по социально-правовой
тематике использовались другие приемы — каждый ученик
в группе выполнял определенную часть общего задания. Задачи
такого типа моделировали реальные жизненные ситуации, в которых
преднамеренно задавалось противоречие между правильным
и не всегда правильным пониманием норм права и морали.
Так проверялась устойчивость положительных мотивов уш

Там же, с. 10.

кольников при выборе способа поведения. Было доказано, что
составление индивидуальных задач по праву должно осуществляться
с учетом знаний, умений учащихся. Отдельные задачи
должны учитывать вопросы профориентации подростков.

Большой вклад в развитие данных идей внесли ученыеметодисты
А.Ф. Никитин, В.М. Обухов, Я.В. Соколов, В.В. Берман,
А.Ю. Головотенко. Были созданы специальные сборники
с заданиями по праву для самостоятельной работы1 учеников.
Специалисты доказывали необходимость «сообщать школьникам
дополнительную правовую информацию», выходя за рамки
программы курса основ советского государства и права. Это
создавало проблемную ситуацию на уроке. Главное было — «обеспечить
комплексность в решении воспитательно-дидактических
задач при минимальных затратах времени»2. Разработана методика
организации бесед на уроке о нормах поведения в обществе; об
отношении к старшим; о понятиях «долг», «честь», «совесть».

Акцентировалось внимание на изучении национального законодательства
и его противопоставлении буржуазному праву.

Большое внимание во 2-ой половине XX в. уделялось методике
проведения игр. Ученые считали, что «учебная игра — это
активный метод и форма обучения, направленная на выработку
правового сознания учащихся путем личного участия в той или
иной правовой ситуации. Конечная цель игры — формирование
готовности учеников практически применить правовые знания
и умения. От других видов обучения она отличается тем, что
включает в себя динамику событий. Учебная игра повышает
интерес к правовым знаниям, способствует воспитанию ответственности
и дисциплины у школьников»3.

М.Т. Студеникин4 рекомендовал педагогам «при моделировании
игры по праву первоначально сформулировать ее дидактическую
цель, определить названия, разработать содержание, включив
в него актуальные проблемы. Затем учитель должен составить
сценарий игры с описанием конкретной ситуации, в которой
участникам предстоит действовать. Важно уметь распределить роли

1 Задания для самостоятельной работы по курсу «Основы Советского
государства и права». Пособие для учителя. // А.Ф. Никитин, В.М. Обухов,
Я.В. Соколов и др. — М.: Просвещение, 1987.

2 Там же, с. 4.
3 Студеникин М.Т. и др. Повышение эффективности обучения «Основам
Советского государства и права». — М.: Просвещение. 1989, с. 11.
4 Там же.

и частные цели каждого участника, разработать для них четкие
правила игры. До начала игры учитель собирает исходную информацию,
дает опережающие задания. В процессе игры, в зависимости
от сложности проблемы, вводится дополнительная информация.
Лучше, если ученики добудут ее самостоятельно, а учитель
лишь укажет способы ее получения из учебника, документов».

Средством активизации познавательной деятельности учеников
выступали анкетирование и интервьюирование. Их проводили
школьники по вопросам, разработанным совместно с
учителем.

А.А. Вагин создал методику применения перфокарт на уроке
истории, которая была заимствована для закрепления учебного
материала по праву1. Применение перфокарт было связано
с кодированием ответов учеников.