19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




),

используя приемы анализа информации при решении правовых
задач;
2) путем рассказа учителя о разных видах юридической
ответственности и последующей беседы.

— гностический.
При подготовке к уроку учитель осмысливает содержание
учебного материала; формулирует дидактическую цель; определяет
тип урока, его структуру. Выбираются источники знаний
(текст учебника, лекция, юридический документ), на основе
которых прогнозируется работа. Учитель продумывает вопросы
и задания по теме, которая была уже изучена (необходимо
углубить и систематизировать знания учеников). Этот компонент
предполагает постоянное познание учителем содержания
курса, новых технологий обучения.


конструктивный (педагог самостоятельно «выстраивает»
систему обучения, продумывает логику изложения материала,
составляет программы, анализирует особенности состава
учеников, определяет доминирующий характер деятельности
учащихся и т. д.)

коммуникативный (учитель права добивается установления
обратной связи, взаимопонимания и согласованных
действий с учеником).
Результативность обучения праву определяется и умением
учителя организовать, провести урок. Н.В. Кухарев выделил
4 уровня осуществления такой деятельности:

1. Учитель способен проектировать, достигать результата
обучения с учетом затруднений, которые могут возникать у учеников.
Учитель включает учеников в творческую работу. Организуется
рациональный режим работы на уроке.
3. Учитель ограничивается выявлением знаний, умений
учащихся во время опроса.
4. Педагог придерживается поурочного планирования, не
думает, как достичь результата. Главное — дисциплина на уроке1.
Педагог права должен работать на высшем и высоком (1,2)
уровне организации труда.

Студеникин М.Г. Методика преподавания истории в школе. — М. 2000,
с. 192.

Вопросы и задания

1.
Охарактеризуйте современного учителя права с научной точки
зрения.
2.
Расскажите о системе подготовки учителя к уроку права.
3.
Что представляет собой научная организация труда учителя
права?
4.
Подготовьте урок по праву. Для этого проанализируйте учебник,
программу. По возможности проведите урок в аудитории студентов,
учеников. Оцените свою подготовку к уроку. Какие позитивные
и негативные аспекты можно выделить? Каким образом можно
улучшить урок?
5.
Напишите эссе по теме: «Учитель права в моем понимании». При
этом используйте в тексте научную терминологию, обоснуйте
свою позицию, предложите свою программу подготовки, переподготовки,
повышения квалификации учителей права.

Раздел 5. ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ ПРАВОВОГО ОБУЧЕНИЯ

5.1. Инновации в обучении праву
О сочетании традиционных и инновационных
технологий в правовом обучении

Слово «инновация» появилось в исследованиях ученых
XIX в. и означало введение отдельных элементов культуры в другую
среду. Такое значение этого понятия сохранилось в современной
этнографии. Педагогические инновации стали предметом
пристального внимания наших западноевропейских коллег
еще в 50-е годы XX в. и лишь в конце XX столетия стали
активным компонентом всех процессов, происходивших в отечественной
системе образования. Педагогические нововведения
затронули и правовое образование, в том числе методы и
средства обучения. В первую очередь они стали ассоциироваться
с различными формами интерактивного обучения. На сегодняшний
момент доказано, что доминирование исключительно
интерактивных методов обучения и разновариантных форм активного
образования так же вредно для отечественной системы
правового обучения, как и полное их отсутствие.

Обратим внимание на то, что модернизация отечественного
образования, обозначавшая, в первую очередь, особую роль
правового обучения, показала серьезные противоречия между
потребностью в развитии каждой школы и неумением педагогов
ее реализовать. В период нововведений в области правового
обучения и воспитания происходили качественные изменения:
переход системы из одного состояния в другое. Однако, внедряя
правоведческие курсы, мы не всегда способствуем прогрессивному
развитию школы. Есть правило, о котором следует помнить
педагогу: прогрессивно только то, что эффективно! Если
новые юридические курсы не играют эффективной роли в повышении
правовой культуры личности (это можно диагностировать
с помощью специальной методики), их не следует рассматривать
как прогрессивные.
Нововведения в области правового образования могут рассматриваться
как в контексте одного образовательного учреждения,
так и в масштабе всей страны, когда на федеральном
уровне реализуются идеи определенной концепции в этой сфере.