19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




В соответствии с пожеланиями
регионов формируются специальные образовательные программы.

Система повышения квалификации учителей права создана РФПР, а также
региональными структурами дополнительного образования.


постоянное совершенствование методов и приемов правового
обучения школьников. При этом сами обучаемые стали
использовать в своей деятельности более совершенные
методы обучения (новые компьютерные технологии, аудиои
видеоматериалы, системы для ускоренного запоминания
определенной информации, практическую деятельность по
совершенствованию приобретаемых навыков правового характера);
— укрепление дисциплины учебной деятельности (начиная от
исключения нерационального расхода времени самим педагогом
и заканчивая систематической подготовкой к занятиям
обучаемого);

воспитание обучаемых на примере четкой научной организации
труда преподавателей.
Рассмотрим основные принципы научной организации труда
учителя права:

1. Принцип оптимальности. Обычно он проявляется в создании
максимально благоприятных условий для проведения конкретного
учебного занятия по праву. Для четкой организации
такого процесса обучаемые заранее предупреждаются о месте и
времени проведения занятия, необходимом оборудовании урока.
Педагог при необходимости заранее подготавливает учебную аудиторию,
наглядные материалы, сообщает тему для изучения.
2. Принцип гуманизации. Такой принцип связан с устранением
неблагоприятных воздействий на ученика. Здесь становится
важным сформировать доверительную обстановку общения
с обучаемым, используя исключительно его положительные эмоции.
Нет смысла насильно заставлять учеников выполнять определенные
действия, ибо силовые приемы в организации занятий
чреваты отторжением хотя и нужной правовой информации.
3. Принцип экономии сил, средств и времени на организацию
правового обучения. Для реализации именно такого принципа
целесообразно проводить системную подготовку к правовым
занятиям, прогнозируя определенный результат правовой обученности.
4.Принцип индивидуализации и конкретности поручения определенных
дел. Организуя правовое обучение в своей школе,
учитель должен дифференцированно подходить к каждому ученику,
выявив изначальные его потенциальные возможности и
способности. Предъявлять одинаковые требования ко всем не

целесообразно, а разнообразие применяемых методов позволит
достичь гораздо больших результатов.

5. Принцип плановости доказывает, что стихийно-эмпирические,
разрозненные методы правового обучения, хаотично
применяемые в образовании, вряд ли способны решить главные
задачи правового обучения и воспитания современных школьников.
В этой связи важно, чтобы образовательное учреждение
уделяло особое внимание планированию в системе правового
обучения, предполагающему проведение не только учебных курсов
по праву, но и внешкольных мероприятий.
6. Принцип единства теории и практики правового обучения.
Содержание любой темы урока должно носить практико-ориентируемый
характер. Таким образом ученик понимает, что
получаемые знания ему крайне необходимы в жизни. Большую
помощь в системе практической реализации приобретаемых
юридических знаний оказывает практика работы разнообразных
клиник при образовательных учреждениях, где обучаемые
бесплатно оказывают всевозможную юридическую помощь населению,
особенно малоимущим гражданам.
7. Принцип постоянного и доброжелательного контроля за
системой усвоения правовых понятий и приобретением умений.
Проведение текущего и итогового контроля правовых знаний и
умений учеников позволяет систематизировать полученную правовую
информацию, вовремя выявить существующие пробелы
и восполнить их, а также проверить верность выбранных методов
правового обучения.

Важным условием эффективности научной организации
труда является стимулирование познавательных интересов обучаемых.

Педагогическая деятельность учителя права содержит несколько
компонентов:

— организаторский (педагог организует процесс обучения праву,
планирует деятельность учеников).
При подготовке к уроку учитель продумывает, с чего его
начать, какие познавательные задания можно предложить.
М.Т. Студеникин считает, что учитель должен обратить внимание
на то, что одинаковые по содержанию уроки могут отличаться
по методике их проведения. Например, тему «Юридическая
ответственность» можно изучать:

1) на основе самостоятельной работы с текстом учебника и
работы с фрагментами законов (УК РФ, СК РФ, ТК РФ и т. д.