19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Конспект урока по праву представляет собой модель учебного
занятия. В нем раскрывается ход урока, деятельность учителя и
учеников на каждом этапе обучения. Учитель просчитывает, сколько
времени можно затратить на ту или иную форму работы,
указывает методы, приемы и средства обучения. В конспекте
записываются формулировки основных вопросов, заданий, которые
будут выполнять школьники, а также выводы, обобщения.

Вот памятка учителю права для составления типичного
конспекта урока:

1. Сформулируй четко тему урока.
2. Обозначь цель и задачи урока.
3. Укажи оборудование, необходимое для решения задач и достижения
цели.
4. Отбери важное содержание юридического материала по теме
и запиши его.
5. Обозначь методику изучения темы.
А.А. Вагин, Г.М. Донской, А.И. Купцов разработали структуру
конспекта урока1.
Методисты предлагают составлять конспект урока в виде
таблицы.

Первая колонка таблицы раскрывает ход урока. Например,
в ней мы пишем:

1. Проверить знания и умения школьников по теме «Правонарушение
» .
2. Изучить новую тему «Юридическая ответственность».
План: а) понятие «юридическая ответственность», б) основные
виды юридической ответственности, в) ответственность несовершеннолетних,
г) основания освобождения от юридической
ответственности.
3. Закрепление темы осуществляется по вопросам (прописываются
вопросы).
4. Домашнее задание (указать какое). Целесообразно показать
время, которое будет отведено на каждый этап урока.
Во второй колонке прописывается кратко содержание нового
учебного материала; приемы работы учителя, средства
изучения нового материала, выводы, итоговые обобщения, познавательные
задания, которые адресованы школьникам.

В третьей колонке записывается познавательная деятельность
учеников на каждом этапе урока. Здесь можно указать
ответы, которые соответствуют предложенным учителем вопросам,
заданиям и т. д. Можно заранее обозначить фамилии учеников,
которые будут отвечать на уроке или выполнять письменно
задание.

Деятельность учеников

Ход урока

Деятельность учителя

См.: Вагин А.А. Методика обучения истории. — М., 1972; Студеникин
М.Т. Методика преподавания истории в школе.

Как правило, подробный конспект урока составляют начинающие
учителя. Хорошо продуманный и грамотно построенный
урок оказывает заметное влияние на качество подготовки
школьников.

Опытные педагоги составляют план урока, в котором прописываются
структурные элементы учебного занятия, деятельность
учеников и учителя на каждом этапе урока. Целесообразно
тезисно выделить основные мысли изложения нового
материала, выделить главные понятия, правовые нормы. В плане
прописываются основные вопросы, которые учитель будет использовать
для изучения новой темы, повторения пройденного.
Указываются и методические приемы, которые будут использоваться
на уроке.

В плане можно использовать условные обозначения, схемы.
План можно представить в форме таблицы:

Правовое
содержание
темы
Ожидаемый
результат
Деятельность
обучаемых
Задания
ученикам
Приемы,
средства
обучения

Учитель права может отрепетировать урок (особенно это
важно для тех, кто не имеет опыта работы в школе), подготовить
дополнительные вопросы на тот случай, если в реальном уроке
окажется «лишнее время». В этом случае нельзя прерывать занятие
и заставлять школьников пассивно ждать перемены. Задача
педагога заключается и в том, чтобы верно распределить учебное
время на разные этапы урока.

Вот вариант конспекта урока брянских коллег (автор —
И. Семенихина1):

УРОК. ПРАВОНАРУШЕНИЕ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА.

I. Разъяснить сущность правонарушения, его признаки и виды.
1. Дать определение понятию «правонарушение».
2. Разъяснить признаки правонарушения.
3. Рассмотреть виды правонарушений.
И. Семенихина — учитель права школы г. Брянска.

II. Продолжить формировать правосознание и навыки правового
поведения.
III. Развить общеучебные умения и навыки:

умения работать с текстом;

умения определять нужную информацию;
— умения выделить главное;

умения систематизировать.
Понятия урока: правонарушение, вина, умысел, неосторожность,
преступление, проступок.
Оборудование урока: схема «Правонарушение».
Метод: критического мышления.
Вопросы для рассмотрения:

1.
Правонарушение.
2.
Признаки правонарушения.
3.
Виды правонарушений.
ХОД УРОКА.
Определение задач урока.


Каким может быть поведение людей с точки зрения права?

Какое поведение называют правомерным, а какое — противоправным?
Сегодня мы знакомимся с противоправным поведением.