19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




При подготовке к уроку следует продумать и систему закрепления
знаний и умений ребят, их проверки и оценки.

Памятка оценивания знаний школьников:

1. Оценка должна быть объективна, т. е. соответствовать знаниям
и умениям школьников.
2. Ученику следует объяснить, почему его ответ оценен именно
так, какие были допущены ошибки и проч. Оценка должна быть понятна
и ясна школьникам.
3. При выставлении оценки следует учитывать полноту ответа
школьника, умение использовать в речи правовые понятия, аргументировать
свое мнение, представлять необходимые примеры в пояснение.

Проведенный урок должен обязательно анализироваться.
В конспекте урока можно делать записи неудачных моментов
урока и необходимые изменения, которые следует вносить в
учебное занятие в следующий раз. Предположим, выяснилось,
что на уроке слишком много времени было уделено решению
правовых ситуаций, в которых школьники просто запутались
из-за слабой теоретической части занятия: им недостаточно
хорошо пояснили смысл, предположим, действия закона в пространстве
и т. д. Значит, учитель должен исправить эти ошибки
в будущем и переструктурировать урок.

Анализируя свой урок по основным его составляющим
элементам, можно составить схему:

Положительные аспекты урока

Отрицательные аспекты урока

При этом обращаем внимание на то, что не удалось реализовать
на уроке, и намечаем перспективы того, как достичь
более высокий уровень обучения.

На первых этапах профессиональной деятельности, а также
в период педагогической практики в школе необходимо
организовать систематическое взаимопосещение занятий, анализируя
урок со стороны. При анализе урока специалисты1
рекомендуют сначала отметить его положительные моменты, не
начинать критическое выступление со слов: «Мне понравилось…
», ибо это дает возможность доминировать субъективному
подходу в анализе занятия. Анализируется урок в соответствии
с основными требованиями, предъявляемыми к уроку,
которые указаны выше.

При подготовке к уроку учитель должен уметь составить
«Тематическое планирование». Об этом шла речь в разделе 1.

При отсутствии специальной методической литературы
в помощь учителю права либо при организации авторских правовых
курсов педагог должен сформулировать письменно цель
конкретного урока, а также комплекс знаний, умений и навыков,
которыми овладевают ученики путем реализации обучающей,
развивающей и воспитательной задач.

Подготовка учителя к уроку должна носить системный характер.
Правовая информация может устаревать, в стране при

Позиция В.П. Симонова.

нимаются новые законодательные акты, а потому учитель права
должен вести постоянную работу по отслеживанию новой информации.
Целесообразно также знакомиться с материалами
судебной практики. Последнее особенно важно для решения
правовых казусов и организации деловых игр на занятиях (учитель
права, как правило, не имеет собственной юридической
практики, а потому его знакомство с применением норм права
может осуществляться на основе публикуемых материалов).

При подготовке к конкретному уроку целесообразно прочитать
материал учебника по теме, обратив внимание на предложенный
для усвоения обучаемым текст и те вопросы, которые
изложены недостаточно полно; проанализировать дополнительный
материал и задания, которые планируется предложить ученикам.
Целесообразно, особенно на первых этапах преподавания
новых правовых курсов, четко расписать ход урока, обратив
внимание на то, сколько времени может занять изучение тех
или иных вопросов темы. Следует четко продумать то домашнее
задание, которое будет предложено ученикам. При подготовке
к уроку можно отобрать интересную правовую информацию,
которая могла бы акцентировать внимание обучаемых в том
случае, когда они устали или произошла непредвиденная «заминка
» на уроке при неподготовленности учеников, неспособности
выполнить предложенные задания и проч. В отдельных
случаях целесообразно продумать, какие ученики будут выполнять
те или иные задания.

Некоторые педагоги предпочитают обязательно составлять
развернутый план-конспект урока, другие же составляют краткую
модель содержания темы и этапов деятельности обучающего
процесса. Психологи же считают, что проведение урока по
четкой схеме без импровизаций не совсем правильно. С другой
стороны, правовед должен быть «свободен» на занятии, чувствуя
аудиторию детей, их настроения, желания.