19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Это характеризуется доступностью учителя, образцовым
выполнением тех требований, которые он предъявляет
учащимся, исключением повелительного наклонения в разговоре,
учетом мнения коллектива при поощрении и наказании его
членов. Вместо приказов используются предложения, советы,
просьбы, учитываются индивидуальные особенности членов коллектива.
Появление этих особенностей носит закономерный характер
и может быть показано в следующей таблице.

Темперамент
Можно
повысить голос
Быстро овладевает
новым учебным
материалом
Любит однообразную
работу
1. Сангвиник + + -
2. Флегматик + -+
3. Холерик -+ -
4. Меланхолик —+1

См.: Певцова Е.А. Обществознание. Книга для учителя (10—11 кл.). —
М., PC. 2001.

Ученые доказали, что темперамент самого педагога не фатально
обусловливает стиль управления. Он только благоприятствует
формированию того или иного стиля. Сознание, воля, самовоспитание
позволяют любому преподавателю выработать у себя
наиболее эффективный демократический стиль руководства. Опыт
показал, что учителя эффективных стилей управления детским
коллективом лучше ориентируются в межличностных отношениях
школьников. В классах, где работают эти учителя, самый высокий
коэффициент удовлетворенности в общении, максимальные коэффициенты
сплоченности коллектива. Это позволило сделать
вывод, что взаимоотношения школьников формируются под непосредственным
влиянием личности педагога, применяемого им
стиля управления, а овладение успешным стилем руководства —
серьезный и длительный процесс самовоспитания.

Универсальным средством коммуникации является речь. Для
учителя она приобретает особую значимость. На результативность
обучающего процесса влияют такие параметры, как темп, дикция,
интенсивность, образность, грамотность и эмоциональность речи.
Темп речи определяется количеством слов, сказанных учителем в
минуту. Дикция показывает четкость произношения учебной информации
с обязательным написанием каждого нового термина.
Интенсивность речи — это ее громкость. Она определяется умением
концентрировать внимание на самом главном. Важной характеристикой
речи является ее образность, под которой понимается
умение учителя делать сравнения, использовать метафоры. И, наконец,
общая и специфическая грамотность речи становится необходимым
элементом характеристики учителя.

Весьма значимым компонентом является внешний облик
учителя, который оказывает целенаправленное воздействие
на формирование личности ученика. Эксперимент подтвердил,
что внешность педагога на 40% предопределяет отношение учеников
к учебному предмету (в процессе исследования анализировались
результаты обучения 127 человек пятью Педагогами).

Таким образом, вышеуказанные компоненты являются
основополагающими при характеристике профессионально-личностных
качеств учителя права.

Данные выводов позволили заключить, что среди учителей
права школы нового типа доминируют темпераментные люди
с подвижной нервной системой. У педагогов преобладает повышенная
эмоциональность, выраженная в уверенности в себе,
оптимистичности в профессиональной деятельности. У препо

давателей просматриваются такие волевые качества: смелость,
решительность, быстрота в принятии решений. Учителя способны
формировать у своих воспитанников лидерские качества,
тем самым реализуя задачи, поставленные школой.

Особенности личности учителя-мастера обусловлены обстоятельствами
его профессиональной деятельности. В основе
массовой школы лежит знаменитый принцип Я.А.. Коменского:
«обучение всех всему». Это, на наш взгляд, позволяет констатировать
отсутствие у педагога традиционной системы обучения
своих собственных образовательных целей.

В основе появления педагогической мастерской в современных
школах лежит иной принцип: «учить тому, что умеешь
делать сам». В этом смысле учитель-мастер транслирует ученику
нормы и способы своей культуры в совместной деятельности
и коммуникации.

Пытаясь научно оценить профессионально значимые качества,
умения учителя права, мы пришли к выводу о доминировании
следующих черт у учителя-мастера: доброжелательность,
справедливость, моральная ответственность, профессиональная
ответственность, эмпатия, толерантность, эрудиция, умение
понять ученика, доходчиво объяснить материал, культура
речи, педагогический оптимизм, организаторские умения, эмоциональность,
умение владеть собой, знание современных технологий
обучения.