19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Изменения методических приемов, способов обучения детей
доминируют в профессиональных способностях этой категории
учителей.
3. Большинство учителей (62%) отнесены к категории добросовестно
работающих. Их роль не менее значима при переходе
от традиционной модели функционирования школы к инновационной.
4.Учителя-формалисты, составляющие 15% педагогов, как
правило, отторгаются новой системой обучения и оказываются
неспособными работать в инновационном режиме.
5. Случайные люди — 2,2%.
Многолетний эксперимент подтвердил, что в школе нового
типа может адекватно существовать учитель, ставящий во главу
угла собственное профессиональное саморазвитие. У таких педа

См.: Алешинцев И. История гимназического образования в России. —
СПб., 1912, с. 91.

гогов есть своя педагогическая позиция, позволяющая грамотно
определять образовательные цели. В этой связи особую актуальность
приобретает ценностное образовательное самоопределение.
Под этим понятием мы понимаем процесс постоянного
наращивания педагогических средств для решения образовательных
проблем, приводящий к становлению педагогического
мастерства. Оно определяется многоаспектной деятельностью
учителя в сферах исследовательской, профессионально-нравственной,
воспитательной и диагностической культур.

Таким образом, деятельность современных образовательных
учреждений, уделяющих особое внимание обществоведческой
подготовке детей, позволила выявить личностные и профессионально
значимые качества педагога-мастера, способного
работать в российских школах нового типа. Рассмотрим эти
качества. Учитывая, что доминирующей формой деятельности
учителей в школе является организация учебных занятий, мы
решили рассмотреть некоторые характеристики модели учителя-
мастера через призму системы организации учебно-воспитательной
деятельности преподавателя в единстве с учебно-познавательной
деятельностью обучаемых.

Важной особенностью профессионализма учителя-мастера является
знание предмета и эрудиция. В этой связи особую актуальность
приобретают умения не просто воспроизведения заранее
обозначенной программой информации, но и способности переноса
этой информации в нестандартную ситуацию. Авторитарная
педагогика ориентировала все дидактическое обеспечение учебного
процесса на типовое образование начиная от целей, содержания
и методического построения учебного процесса. В инновационной
школе нельзя не учитывать, что потребности и установки человека
определяют избирательность восприятия и мышления. Личностноориентированная
образовательная концепция, о которой говорят
современные ученые, требует от педагога высокого уровня знаний,
в том числе и по различным аспектам психологии личности.

Особенностью новой школы является наличие исследовательского
компонента в системе обучения и научно-методической
деятельности учителя. Большинство ученых (И.Д. Чечель
и др.) считают, что исследователей-педагогов создают в собственном
коллективе. Этому способствуют методические объединения,
предметные ассоциации (межшкольные, городские),
вовлечение учителей в рабочие группы по разработке насущных
школьных проблем, педсоветы и т. д.

Учитель права должен обладать высоким уровнем методического
и педагогического мастерства. Под этим понятием мы
понимаем следующие характеристики педагога: умение донести
учебный материал до уровня понимания каждым учеником
(способность работать в системе индивидуального и дифференцированного
режима обучения детей); умение создать благоприятный
психологический климат в ходе занятия, способствующий
выработке у школьников положительной установки на
обучение; обладание чувством юмора, умением управлять настроением
аудитории.

Изучая роль таких качеств личности педагогов, как юмор и
оптимизм, исследователи пришли к выводу, что шутки, оказывающие
положительное воздействие на один класс, по отношению
к другому или в иной ситуации могут не дать ожидаемый
результат. В любом случае следует соблюдать такие правила: не
подвергать осмеянию личность человека, не смеяться над тем,
что человек не может исправить (по поводу фамилии, физической
слабости), нельзя допускать пошлые и грубые шутки.

Учитель права должен обладать хорошими знаниями стилей
управления детским коллективом и умело применять к конкретной
ситуации соответствующий уровень требований. Опыт
показал, что наибольшая результативность обучающего процесса
обеспечивается демократическим стилем общения педагога
с детьми.