19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Например, в течение месяца было предложено 4 вида деятельности
— по 20 баллов за каждый. Перевод в обычные оценки
осуществляется следующим образом:

70—80 баллов (169 баллов) — «5»;

60—70 баллов (140 баллов) — «4»;

50—60 баллов (120 баллов) — «3»;

менее 40—50 баллов (100 баллов) — «2».

Таким образом, проверка и контроль знаний, умений школьников
позволяет систематизировать имеющиеся знания, закрепить
умения и сформировать устойчивые навыки. Она выполняет
некую превентивную функцию, позволяя восполнить
пробел в знаниях и не допустить ошибок в правовом поведении
в реальной жизни.

Вопросы и задания

1.
Какие основные требования предъявляются наукой к учебному
занятию по праву? Смоделируйте один урок. Оцените его по известным
вам критериям.
2.
Разъясните основные виды, формы учебных занятий по праву.
3.
Как может быть организована самостоятельная работа учеников
по праву?
4.
Что представляет собой современная система проверки, контроля
знаний, умений и навыков тех, кто изучает право?
5.
Разъясните смысл межпредметных и внутрикурсовых связей в
правовом обучении.
6.
Разработайте один урок по любой правовой проблеме. Определите
его задачи, цель. Укажите, какие методы, приемы, средства
обучения будете использовать. Аргументировано обоснуйте их
необходимость. Выберите необходимую форму урока.
7.
Разработайте систему заданий для учеников каждого конкретного
возраста (7 кл., 8 кл., 9 кл., 10 кл., 11 кл.) по одной и той же
теме для их самостоятельной работы (например, по уголовному
праву).
8.
На основании работы с параграфом учебника по праву подготовьте
тесты для проверки знаний школьников по любой теме.

Раздел 4. РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ПРАВОВОМ ОБУЧЕНИИ

4.1. Учитель права современной школы
Преподаватель права — один из важных субъектов обучающего
процесса, от которого зависит, насколько грамотно и
верно будет организовано правовое обучение и воспитание.
Значит, стремление каждого родителя найти своему ребенку
хорошего учителя не случайно, ведь именно он порой оказывает
заметное влияние на судьбу человека, хотя плоды его стараний
бывают заметны не сразу. Среди ученых существует немало
дискуссий в отношении того, каким должен быть современный
учитель права и каким образом следует осуществлять процесс
формирования его профессионально-значимых качеств. Деполяризацию
всех суждений можно представить позициями
В.А. Сухомлинского и А.С. Макаренко, первый из которых
заметил, что «педагогом надо родиться», а второй возразил:
«Им может стать каждый, кто имеет опыт и не ленится».

Анализ опытно-экспериментальной работы школ позволил
доказать влияние четырех факторов на формирование личности
учителя. К ним мы относим наследственность, воспитание,
социальную среду и личное стремление педагогов к самоусовершенствованию.
Рассмотрение ретроспективы указанной проблемы
позволяет констатировать кардинальное изменение профессионально-
личностной характеристики учителя к концу XX в.

В этом немалую роль сыграла государственно-правовая политика
России в образовании, определяющая юридический статус учителя.
Так, в XIX в. учителя считались государственными служащими
и должны были иметь университетское образование. Существовали
строгие требования к профессиональному облику педагога.
При поступлении на службу он произносил присягу и подписывал
присяжный лист, который хранился в Сенате. Большое влияние
на личность учителя оказывал усиленный контроль директоров и
инспекторов гимназий (по штатному расписанию, приложенному
к Уставу 1871 г., в школе насчитывалось 12 учителей)1.

Прошли десятилетия, и развитие педагогического менеджмента
позволило констатировать, что инновационные процессы,
связанные с модернизацией всей системы образования, предъявили
иные требования к деятельности педагогов. Было обращено
внимание на индивидуальные различия и изначальные неравные
стартовые возможности учителя, определяющие его
готовность участвовать в преобразованиях школы. В современной
России выделяют пять категорий педагогов-правоведов:

1. Педагоги-новаторы. Так мы определили учителей, вносящих
новизну во все элементы педагогической системы (0,8% по
отношению к общему числу педагогов школ.) Их деятельность
была связана с введением локальных инноваций, выразившихся
в изменении содержания обществоведческих курсов.
2. Творческие учителя (20%). Так мы обозначили педагогов,
вносящих новизну в способы профессиональной деятельности.