19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Молодая учительница выставила
многим школьникам за четверть «5» при наличии отметок: «3»,
«4», «5». На замечание руководителя школы она отреагировала так:
«Как можно высчитывать какой-то средний балл? Ведь каждый ребенок
старается. Все, что не получалось у него вначале, получилось в конце.
Он достигтого уровня знаний и умений, который требуется на «5».
Почему я должна ставить ему отметку ниже? Разве нужно наказывать
за то, что у него не получалось».

Стремление не поступать формально, создать добрую атмосферу
общения с ребятами присуще многим педагогам. Хорошо известно,
что любые формы интерактивного обучения и даже проведения
традиционных уроков будут успешными только при выработке у учащихся
положительной установки на обучение. Традиционная система
отметок критикуется давно и с различных сторон (действительно,
порой не удается точно оценить достигнутый уровень обученности,
когда кажется, что это не «тройка», но и не «четверка». Мешают учителю
и различные «минусы» и «плюсы», которые в журнал не ставятся,
а следовательно, и не учитываются официально. Большую роль
играет внешняя мотивация, когда ученик старается лишь ради отметки,
и т. д.).

Каждому учителю известно, что в соответствии с высшим уровнем
требований «пятерку» можно поставить лишь в том случае, когда
ученик научился работать творчески, свободно решает нестандартные
задачи, имеет грамотную собственную позицию по изучаемой проблеме.
На практике большинство учителей оценивает на «отлично» элементарные
умения школьника действовать по заранее предложенному
образцу-шаблону.

Немало педагогов оценивают ребят на «пятерку» всего лишь за
понимание изучаемой темы. В одном из лицеев г. Лейдена (Голландия)
провели интересный эксперимент. В этот лицей приехали российские
школьники, которые получали в своей стране одни «пятерки
». Через неделю обучения по голландской системе они стали
получать одни «двойки». Почему? Оказывается, эти ученики давали
ответы на уроках, используя чужие идеи, мысли, приводя в пример
многочисленные цитаты авторитетных лиц, показывая свою эрудицию
и объем запоминаемой информации. Но в ответах отсутствовало
одно — самое важное: не было конкретных и личных суждений на поставленные
вопросы. Ребенок не сформировал собственную позицию,
не сумел проанализировать проблему и сделать собственный вывод.

Таким образом, следует обратить внимание на то, что самостоятельность
в познавательной деятельности должна способствовать
развитию интеллекта школьника, выработке им на основе имеющихся
знаний своих собственных мыслей, пониманий, решений.

В последние годы активизировались интерактивные формы
организации занятий. В этой связи стало очевидным, что деятельность
учащихся трудно оценить обычными методами. В процессе
контроля знаний, умений и навыков следует обращать внимание
на следующие критерии:

Точность представлений (собраний) информации Баллы
Всегда точная
В основном точная
Недостаточно точная
Неточная информация
5
4
3
2
Количество (разнообразие) фактов, деталей, примеров Баллы
Большое разнообразие фактов
Достаточное количество фактов
Минимальное количество фактов
5
4
3
Умение анализировать информацию Баллы
Показывает хорошее понимание информации
Показывает достаточное понимание информации
Показывает минимальное понимание информации
Показывает недостаточное понимание информации
5
4
3
2
Знание терминологии Баллы
Употребляет термины правильно
Употребляет многие термины правильно
Употребляет минимальное количество терминов
правильно
Употребляет термины неправильно
5
4
3
2
Умение работать в группе
Всегда Часто Иногда Почти никогда
1. Принимает участие в устной дискуссии в группе
5 4 3 2
2. Слушает других не прерывая
5 4 3 2

161

6 3666

Умение работать в группе
Всегда Часто Иногда Почти никогда
3. Может пересказать то, о чем говорят другие члены группы
(что показывает понимание)
5 4 3 2
4. Выполняет задания, необходимые для работы группы
5 4 3 2
5. Вовлекает других членов группы в общую работу
5 4 3 2

Общая оценка за месяц, четверть или полугодие должна
состоять из суммы всех оценок или являться средним баллом.

Учитель информирует учащихся о наличии определенного
количества баллов, которые он может дать за тот или иной вид
работы (например 20). Работу могут оценить лидер группы,
участники группы. Если учащиеся могут оценить свою работу
максимально в 15 баллов, учитель может добавить 5 баллов
особо

Для приведения такого вида оценивания в соответствие
с системой, принятой в России, можно суммировать оценки за
несколько видов деятельности, за 4, 5 или более видов работы
в течение месяца или четверти и привести их к общему знаменателю.