19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




По их мнению, правовое
обучение может и должно создавать основу для решения задач
правового воспитания — формирования правовых взглядов, правовых
чувств, убеждений, установок и опыта как компонентов
правосознания и правовой культуры.

Г.П. Давыдов, В.М. Обухов и др. раскрыли особенности
формирования у обучаемых правосознания. Ими обоснованы
ведущие формы урочной и внеурочной работы с учениками
разных возрастных групп. Раскрыта значимость сочетания словесных
и деятельностно-практических форм правового образования
для становления правовой культуры личности.

Разрабатывалась пошаговая модель деятельности учителя и
учеников на учебном занятии по основам государства и права.
Рекомендовалось использовать на уроке первоисточники, аудиовизуальные
средства и другие наглядные пособия. В перечень
источников вошли обязательные для изучения фрагменты речей
В.И. Ленина «Задачи союзов молодежи» и «Что такое Советская
власть?», кодексы союзных республик.

М.Т. Студеникин, Е.Н. Захарова, Б.С. Духан, определяя
темпы, методы проведения и формы уроков, рекомендовали
«исходить из содержания темы, особенностей класса, использо

1 См.: Давыдов Г.П. Основы правового воспитания учащихся общеобразовательной
школы. Автореферат диссертации на соиск. уч. степ. д. п. н. — М.
1984, Долгова А.И., Кожевникова А.П., Медведев A.M. Правовое воспитание
несовершеннолетних. (Пособие для слушателей). — М.: Знание. 1977.

вать коллективные формы работы, материалы радио, телевидения,
периодической печати»1. Предполагалось, что уроки по
праву должны быть вариативны. Это могут быть семинарские
занятия, лабораторные работы, ролевые игры. Главное, чтобы
«учебный материал к ним подбирался с учетом необходимости
разъяснения ученикам правового положения несовершеннолетних
и их ответственности за совершенные правонарушения
».2 Разработана система обучения с использованием дидактического
материала «на карточках». Считалось недопустимым
привлекать чрезмерно большое количество исторических фактов
в правовое содержание уроков, усложнять правовой предмет
или полностью копировать методы, используемые в процессе
исторического образования.

Выделены трудности организации процесса обучения праву.
Во-первых, ученики 8-х классов оказались не подготовленными
к усвоению сложных тем конституционного права. Изучение
в 80-е годы Конституции СССР отличалось от изучения
ее в 50-е годы и сокращением учебного времени с 70 часов до
16 часов, и отсутствием взаимосвязи уроков истории и права.
Поэтому предлагалось перенести слабо усваиваемые учениками
темы общественно-политического характера, экономики в курс
обществоведения, а в курс права ввести темы с ярко выраженной
профилактической направленностью о правонарушениях
школьников.3

Уделялось внимание и проблемам оценки знаний учеников
по праву. Были даны рекомендации по проведению индивидуальных
и фронтальных опросов. В частности, разъяснена методика
подготовки рассказов по опорным понятиям, вычерчивания
схем на доске. Совершенствование методики опроса ставило
своей целью повысить уровень самостоятельной работы школьников.

В курсе права для восьмиклассников рекомендовалось проводить
собеседования, консультации и не более одного семинара.
Многие учителя организовывали семинарское занятие по теме:
«Мораль, как ее понимают коммунисты» — методом
изучения речи В. Ленина на III съезде комсомола «Задачи

1 Студеникин М.Т. и др. Повышение эффективности обучения основам
Советского государства и права — М: Просвещение, 1989, с. 5.

2 Там же, с. 4.

3 Там же, с. 5.

союзов молодежи». Рекомендовалось начать подготовку к такому
уроку за 2—3 недели до его проведения. На 1-ом этапе
(организационном) учитель сообщал тему урока, заинтересовывал
учеников, вместе с которыми вырабатывался план работы.
Педагог рекомендовал обязательные источники, литературу для
изучения. Здесь же распределялись индивидуальные и групповые
задания с учетом степени подготовленности учащихся по
истории. На 2-ом этапе (подготовка к семинару) учитель проводил
консультации, оказывал помощь обучаемым при подготовке
к уроку. 3-ий этап предполагал самостоятельную работу
учащихся дома и в библиотеке. Они подбирали тексты источников,
материалы газет, делали выписки, составляли развернутые
планы, готовили устные и письменные ответы на вопросы
индивидуальных заданий. На 4-ом этапе (завершающий)
учитель консультировал докладчиков, проверял степень готовности
учащихся к семинару.