19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




На этой основе и выстраиваются
различные системы диагностики обученности тех, кто
овладевает знаниями в области права для того, чтобы быть конкурентноспособным
человеком в сложном современном мире.

МОДЕЛЬ ОБУЧЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Перенос знаний
в нестандартную
ситуацию

Элементарные
умения

Понимание

Запоминание

Различение,
узнавание

157

Проверка знаний, умений обучаемых в области права должна
осуществляться систематически. При оценке ответа ученика
учитель может руководствоваться и традиционной системой
проверки их знаний и умений, когда обращается внимание на:

— полноту и правильность ответа;
— степень осознанности и понимания изученного;
— речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится в том случае, когда ответ полностью
правильный, ученик демонстрирует знания фактов, правовых
норм, дает примеры по разъяснению теоретических положений,
грамотно формулирует сущность понятий, умеет делать выводы
и обобщения, высказывает самостоятельные суждения.

Оценка «4» ставится в том случае, когда при всей верности
ответа есть некоторые неточности в изложении материала.

Оценка «3» ставится в том случае, когда в ответе обнаруживается
недостаточно глубокое понимание проблемы, отсутствуют
собственные оценки сказанного, проявляются умения лишь
репродуктивно излагать материал.

Оценка «2» выставляется в том случае, когда ученик вовсе
не знает материал и не готов к уроку.

Итоговая проверка знаний и умений учеников в области
права может осуществляться в форме зачетов, экзаменов. В настоящее
время в некоторых школах проводятся экзамены по праву,
а также экзамен по «Обществознанию», где право представлено
в виде модуля (части курса). Такая итоговая проверка
требует основательной и длительной подготовки. Учитель на основе
примерных вопросов по курсу составляет свою систему
вопросов и заданий. Учеников нет смысла знакомить с вопросами
каждого билета и порядком их расположения, чтобы избежать
механического заучивания информации для сдачи экзамена.
Вопросы для повторения составляют в логической
последовательности (в то время как в билете они могут располагаться
по-другому) и знакомят с ними школьников. Важно,
чтобы ученик смог продемонстрировать те практические умения,
которым его обучили.

Каждый учитель за многие годы своей профессиональной
деятельности выработал определенную систему требований,
предъявляемых к ученикам. Так, на высшем уровне требований
работают около 18% педагогов. Они оценивают деятельность
и знания учеников на «5», если последние научились решать

нестандартные творческие задания, вырабатывать свою собственную
позицию по проблеме; «4» — за элементарные умения,
сформировавшиеся в ходе занятий; «3» — за понимание
тем, воспроизведение услышанной информации.

60% педагогов предъявляют к своим воспитанникам иные
требования (средний уровень). «5» они ставят за элементарные
умения описывать, сравнивать или характеризовать общественное
явление; «4» — за понимание тем уроков; «3» — за запоминание
учебной информации.

22% педагогов работают в режиме низкого уровня требований.
В этой связи «5» они ставят за понимание тем уроков;

«4» — за запоминание учебной информации; а «3» — за различие
и узнавание элементарных понятий курса1.
Уровни требований педагогов

- уровень требований первичен
— оценки вторичны
Но какую бы систему оценивания знаний учащихся ни
выбрал учитель, важно помнить: уровень требований первичен,
а оценки вторичны.

Контроль за качеством усвоения учебного материала — важный
элемент любого образовательного процесса. К сожалению,
до сих пор в практике работы школ оценочные показатели играют
доминирующую роль при характеристике знаний обучаемых.
Руководители школ, а также представители органов управления
образования обращают особое внимание на процент успеваемости,
число отличников и медалистов. Мы по-прежнему забываем
о том, что эти критерии не могут являться показателем
эффективности труда педагогов. Ведь в большинстве случаев их
рассматривают без учета требований, которые предъявляют учителя
к своим ученикам при выставлении оценок.

См. схемы, смоделированные на основе исследований д. п. н. В.П. Симонова
«Модель обученности человека» и «Уровни требований педагогов».

В одной из московских школ произошел конфликт между директором
и учителем истории и права. Последняя являлась студенткой 5го
курса педагогического университета.