19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Диагностированию подвергается не просто
информационное пространство в модели обученности
школьника, но и его творческие способности сопоставлять различные
мнения и формировать свое собственное.

5 группа заданий проверяет знания конкретного характера:
о вступлении закона в силу, о некоторых юридических правилах
действующего законодательства, о названии конкретных законов
и проч.

6 группа проверяет умения соотнести теоретические положения
и факты реальной действительности. Так, предположим,
легко проверить знания учеников о форме государства с юридической
точки зрения и конкретных государствах.

7 группа заданий проверяет знания содержания элементов
конкретных правовых норм, например, гипотезы или диспозиции.

Помимо заданий с одним правильным вариантом, в тестах
могут использоваться и задания других типов, в частности задания
с множественным выбором, т. е. такие задания, в которых
среди предложенных вариантов есть несколько правильных
ответов. Специалисты считают, что весьма эффективными, позволяющим
проверить владение испытуемым специальной терминологией,
являются задания на соотнесение правовых понятий
и определений. Тестируемому предлагается два списка, и он
должен восстановить соответствие между их отдельными частями.
Предположим, школьнику предлагается такой список1:

1.
Виновно совершенное общественно-опасное деяние, запрещенное
уголовным кодексом под угрозой наказания.
2.
Совершение лицом двух и более преступлений, установленных
приговором суда.
3.
Психическая способность лица понимать (осознавать) фактическое
содержание и общественную опасность совершаемого
им деяния и руководствоваться таким осознанием.
4.
Предусмотренные законом неблагоприятные последствия,
наступающие для лица, совершившего преступление, по
приговору суда.
См.: Румынина В.В. Тесты как форма текущего и итогового контроля
в преподавании права. // Основы государства и права. № 6, 1998, с. 31.

5.
Совершение умышленного преступления лицом, имеющим
судимость за ранее совершенное им умышленное
преступление.
6.
Вид наказания, выраженный в денежном взыскании, которое
назначается в пределах, установленных УК.
7.
Психическое отношение преступника к своему противоправному
поведению.
Необходимо соотнести эти определения с такими терминами:
а) Вина

б) Уголовная ответственность

в) Рецидив

г) Штраф

д) Преступление

е) Вменяемость

ж) Множественность преступлений

При изучении отраслей процессуального права можно рекомендовать
использовать задания на определение хронологической
последовательности (например, таким образом ученик
указывает, как последовательно должны быть расположены стадии
судебного разбирательства из тех, которые представлены
в беспорядочном виде).

Практика показывает, что самым сложным видом заданий
являются задания на нахождение противоречий в ряду перечисленных
понятий или явлений. Вот пример такого задания:

«В каком ряду указаны явления, противоречащие друг другу?

а) форма государства, парламентская республика, законода

тельный представительный орган;

в) форма государственного устройства, федерация, двойное

гражданство;

г) политический режим, тоталитаризм, многопартийность;

д) механизм государства, государственный орган, госслужащие.

В задании г) явления противоречат друг другу».

Специалисты1 не рекомендуют «перенасыщать» тест или
увлекаться излишним наполнением его разнотипными вопросами:
следует ограничиваться 3—5 видами заданий. В таком
случае ученик лучше адаптируется к испытанию, его результаты
оказываются более объективными.

В процессе контроля знаний, умений и навыков обучаемых
следует обращать внимание на следующие критерии:

См.: Румынина В.В. Тесты как форма текущего и итогового контроля
в преподавании права. // Основы государства и права. № 6, 1998, с. 34.

1.
Точность представленной информации.
2.
Разнообразие фактов и примеров в ответах.
3.
Умение анализировать правовую информацию.
4.
Знание правовой терминологии, умение использовать правовые
понятия в речи.
5.
Умение работать в группе (необходимо понять, как обучаемый
участвует в дискуссии, слушает других, выступает от
имени группы, вовлекает других в общую работу).
Необходимо помнить, что модель обученности представляет
собой совокупность знаний, умений и навыков в области различения,
узнавания информации, ее запоминания, понимания,
умения использовать при решении определенных заданий, а также
переноса в нестандартную ситуацию.