19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




В практике работы школ закрепился принцип уплотненности
времени при проверке знаний. Так, во время опроса (он
может длиться всего лишь 15—20 мин.) опытные педагоги успевают
продиагностировать от 20 до 30 человек. В таком случае
одновременно ученики работают по выполнению индивидуальных
заданий по карточкам письменно, на доске и устно у доски,
освещая определенную проблему.

Незадействованные в проведении опроса ученики получают
задание: внимательно выслушивать ответы одноклассников
и дополнять, исправлять их выступления или выступать экспертами,
анализируя степень правильности ответа.

В другом случае учитель может предложить всему классу
выполнить задания по специальным карточкам. Такие задания
должны быть подготовлены заранее и постоянно обновляться.
Учитель обязан учесть индивидуальные способности своих учеников,
а потому целесообразно применять так называемый дифференцированный
подход по системе уровневой дифференциации.
Он предполагает, что каждый ученик выполняет задания
того уровня сложности, который соответствует подготовленности,
способностям. Решив задачу, адекватную уровню подготовленности,
ученик будет чувствовать успех и непременно
захочет узнать больше. «Сильные» ученики, получив достаточно
сложные задания, будут совершенствовать свои умения.

Многие практики считают, что наиболее эффективным
средством проверки формализованных правовых знаний являются
тесты, которые позволяют провести объективную оценку
достигнутого уровня обученности школьников, получить достоверную
информацию об овладении ими учебного курса. Они
же дают возможность преподавателю соотнести эти данные
с поставленными на определенном этапе задачами обучения и
провести своевременную коррекцию процесса усвоения новых
знаний. В западноевропейских странах и США тесты используются
в качестве многочисленных форм контроля учебной деятельности.
В российской системе образования они становятся
также распространенными. Профессионально подготовленный
тест решает важнейшую проблему объективизации оценки получаемых
результатов и исключает возможность возникновения
конфликтных ситуаций между участниками образовательного
процесса. Обратим внимание на рекомендации классической
теории тестов, которыми руководствуются преподаватели в процессе
их создания:

1. В заданиях необходимо использовать простые формулировки
вопросов, не допускающие их двусмысленного толкования.
2. Тестируемый должен выбрать только один правильный
вариант из предложенных (всего рекомендуется дать четыре
варианта ответов).
3. Неправильные варианты ответов (дистракторы) должны
быть максимально правдоподобными, способными привлечь
внимание испытуемых.
4. Вопросы и ответы должны быть подобраны таким образом,
чтобы ни один из них не содержал в себе ответа на другие
вопросы.
5. В вопросах, содержащих в своей формулировке отрицательный
тезис, глагол с отрицательной частицей не необходимо
выделить (это можно сделать иным шрифтом либо путем подчеркивания).
6. Итоговый балл испытуемого надо вычислять путем сложения
оценок, полученных им путем выполнения каждого из
заданий теста.
7. При необходимости составления нескольких вариантов
теста по одной и той же теме желательно руководствоваться
принципом параллельных форм: тесты различных вариантов
должны включать в себя одинаковое число представленных
в одной и той же форме заданий с однотипным содержанием
равной трудности.
Обратим внимание на то, что различные варианты тестовых
заданий, предполагающих выбор только одного правильного
ответа, нацелены на проверку строго определенных знаний,
умений и навыков учеников. Выделим некоторые группы подобных
заданий.

1 группа сориентирована на проверку знаний в области
понятийного аппарата. Мы уже знаем об особенностях методики
внеконтекстных операций с базовыми правовыми понятиями,
которая вполне применима и в этой ситуации.

2 группа заданий может быть посвящена проверке умений
выделять существенные признаки тех или иных явлений. Так,
старшие школьники, пользуясь методом абстрагирования, а также
сравнительно-юридическими операциями, определяют, например,
отличительные признаки актов применения права
от нормативно-правовых актов.

3 группа заданий предполагает выявление знаний, устоявшихся
в юридической науке оценок каких-либо явлений либо

их классификации. Предположим, таким образом можно выяснить
современные подходы к классификации юридических норм
или прав человека.

4 группа заданий предполагает выявить знания учеников
о тех или иных ученых, мыслителях, способствующих становлению,
развитию науки.