19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Еще в период античности люди

нучились распознавать болезни по отдельным симптомам, проявлявшимся
у человека (кашель, лихорадка, шум в легких…), на
основе простых наблюдений. Лишь впоследствии с этой целью
стали использоваться вспомогательные технические средства:
прослушивание грудной клетки, прощупывание пульса, измерение
температуры тела и проч1. Перенесение таких подходов
в сферу педагогической деятельности, безусловно, имело свои
особенности.

В процессе правового обучения школьников не менее важным
является возможность проанализировать определенный
результат работы преподавателя и деятельности его ученика.
В методике права большое значение имеет проверка и оценка
знаний, умений учащихся.

Все существующие варианты диагностирования можно разделить
на две группы:

— те, которые используются для текущего контроля знаний и
умений школьников, и
— те, которые выполняют роль итоговой аттестации. Последние
менее вариативны и могут выражаться в проведении
зачетов и экзаменов.
Текущая проверка правовых знаний имеет несколько функций:
контрольную (посредством такой проверки обращается внимание
на деятельность школьника, его неудачи и успехи), воспитательную
(школьник приучается к систематическому вьшолнению
порученных заданий, стремится это сделать как можно лучше),
обучающую (систематизируются и закрепляются знания, умения
детей), развивающую (осуществляется развитие речи, мышления
и проч.). Все эти функции реализуются в том случае, когда учитель
права верно осуществляет текущую проверку знаний школьников.
Содержание тех знаний, которые восстанавливаются в ходе нее,
должно быть связано с новыми правовыми знаниями, которые
школьник начинает осваивать. Необходимо обратить внимание на
совершенствование правовых умений ученика, которое происходит
в процессе текущей проверки, а также формирование его
грамотной речи. Очень важно, чтобы ученики при этом почувствовали
практическую значимость права, тех знаний, обладателями
которых они становятся благодаря учебному курсу в школе.

См.: Словарь античности.: Пер. с нем. — М., 1989.

Текущая проверка знаний может осуществляться в форме
опроса в начале урока, середине или конце. Если проводи к
опрос по теме предыдущего занятия, то его завершение может
быть обобщено учителем или учениками. Это даст возможность
логично перейти к изучению новой темы.

Предположим, ученики на предыдущем уроке
рассматривали вопросы правового регулирования взаимоотношений
супругов. В 9 классе опрос может включать такие задания:
«Расскажите, что представляет собой семейное право как
отрасль российского права», «Какие существуют правила вступления
в брак и его расторжения?», «Что такое брачный контракт
и как его можно составить?» Обобщение может быть представлено
так: «Итак, мы познакомились с семейным правом и
узнали, что оно регулирует порядок заключения и расторжения
брака, правовые вопросы взаимоотношений супругов, но, кроме
это, охватывает своим влиянием и правовые отношения
родителей и детей. Поэтому на сегодняшнем уроке мы и рассмотрим
эту тему подробнее. Тема урока: «Родители и дети»».

В процессе опроса используют индивидуальные карточкизадания.
Учитель права может самостоятельно создавать их к каждому
уроку и затем складывать в копилку методических материалов.
Ее можно периодически пополнять, ликвидируя устаревшие
задания. Популярны задания, в которых содержится новая для
учеников правовая информация (также это могут быть факты
из истории), а вопросы носят творческий характер. Например,
такое задание предлагается для выполнения в старших классах
после изучения темы «Почему я должен следовать закону?»:
«Известный спартанский правитель Агесилай (ок. 442 г. — ок.
358 г. до н. э.) считал, что люди должны подчиняться законам, но
если речь идет о друге, то закон можно обойти. Прошение правителю
Малой Азии он изложил так: «Если мой друг не виноват —
отпусти его по закону. Если он виноват — все равно отпусти его
ради меня». Сформулируйте свое отношение к такому правилу.
Сопоставьте его с действующим законодательством»1.

Посредством проверки знаний и умений школьников учитель
права анализирует процесс обучения, корректирует его,
например, в сторону усложнения методики. Таким образом,
получив информацию об усвоении материала учениками, учитель
достигает системной работы по обучению праву.

См.: Певцова Е.А. Основы правовых знаний. — М., ВЛАДОС. 2001.