19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Оформление списка использованной литературы:
1.
Фамилия, имя, отчество автора.
2.
Название книги.
3.
Место издания.
4.
Издательство.
5.
Год издания.
Оформление ссылок на источники:
Постраничный вариант: в нижней части страницы (под
основным текстом) под соответствующим номером сноски указываются
выходные данные источника, номер тома, части и
т.п., страницы.

Внутристраничный вариант: в тексте работы после приведенной
цитаты в скобках указываются номера источника
по общему библиографическому списку и использованные
страницы.

Оформление титульного листа:

1.
Название среднего учебного заведения.
2.
Тема реферата.
3.
Фамилия, имя автора.
4.
Класс.
5.
Ф.И.О. учителя права, осуществляющего научное руководство.
6.
Год написания реферата.

Объем реферата не должен превышать 20 страниц машинописного
текста (для старшеклассников) или текста, набранного
на компьютере. Если такая форма самостоятельной работы
представляется для экзамена, то не позднее, чем за неделю до
экзамена, реферат должен быть направлен на рецензию учителю
права. В отзыве учитель отмечает:


содержательность, логичность, аргументированность изложения
и общих выводов;
— умения анализировать различные источники, извлекать из
них исчерпывающую информацию, систематизируя и обобщая
ее;
— умения выявлять несовпадения в различных позициях правоведов,
суждения по проблеме реферата, давать им критическую
оценку;
— присутствие личностной позиции автора реферата, самостоятельность,
оригинальность, обоснованность его суждений;
— умения ясно выражать свои мысли в письменной форме,
яркость, образность изложения, индивидуальность стиля
автора реферата;

правильное оформление работы (структурирование текста,
его изложение в соответствии с выработанным планом,
нумерация страниц. Оформление цитат и ссылок, библиографии,
титульного листа и т.п.);

сопроводительные материалы (иллюстрации, схемы, таблицы
и т. п.).
В методике обучения праву выделяют разные формы контроля
самостоятельной работы учеников. К ним относят и защиту
рефератов.

Модели защиты реферата1

1. «Классическая защита». Устное выступление старшеклассника
сосредоточено на принципиальных вопросах:

а) тема исследования и ее актуальность;

б) круг использованных источников и основные научные под

ходы к проблеме;

в) новизна работы (изучение малоизвестных источников, выд

вижение определенной версии, новые подходы к решению

проблемы и т. д.);

г) основные выводы по содержанию реферата.

1 См.: Певцова Е.А. Обществознание. Книга для учителя. (8—9). — М.,
Русское слово. 2000.

2. «Индивидуальная защита». Старшеклассник раскрывает
личностный аспект работы над рефератом:

а) обоснование выбора темы реферата;

б) способы работы над рефератом;

в) оригинальные находки, собственные суждения, интерес

ные факты, идеи;
г) личная значимость проделанной работы;
д) перспективы продолжения исследования.

3.«Творческая защита» предполагает:
а) оформление стенда с документальными и иллюстративными
материалами по теме исследования, их комментарий;
б) демонстрацию слайдов, видеозаписей, прослушивание
аудиозаписей, подготовленных в процессе реферирования;
в) оригинальное, яркое представление фрагмента основной

части реферата и др.

Обучаемый должен грамотно выражать свои мысли в устной
форме, уметь отвечать четко на вопросы в рамках темы
исследования. Одноклассники могут участвовать в оценивании
работ, заполняя «судейские» карточки по нескольким заранее
определенным критериям.

Таким образом, самостоятельная работа в процессе обучения
праву оказывает большое влияние на формирование юридических
знаний и умений обучаемых. Доказано, что знания,
самостоятельно добытые учеником, более прочно закрепляются
в его памяти. Процесс обучения превращается в творческую
интересную деятельность.

Учитель права должен активизировать самостоятельную
работу учеников на уроке и во внеурочное время.

Одним из важных принципов развивающего обучения и
является опора на самостоятельную деятельность школьников.
Пассивно воспринимая правовую информацию, они «скучают»,
начинают отвлекаться. В процессе самостоятельной работы,
выполняя задания, ученики ощущают себя полноправными
субъектами образовательного процесса.

3.5.
Диагностика результативного
компонента правовой обученности
Слово «диагностика» имеет греческую этимологию (от «diug
nostikos») и в буквальном смысле означает «все познанное»,

способность распознавать».