19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




См.: Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических
поисках. — М., Арена. 1994.

6.Поддерживать живость воображения. Фантазия, свободные
воображения могут стать основой творческой работы на
уроках по праву.
7. Расширять фонд правовых знаний. Творчески мыслить
можно лишь тогда, когда заложена прочная база фактологических
знаний. Зная конкретные нормы права (например, как
законом регулируются имущественные взаимоотношения супругов),
обучаемые могут решать творческие задачи, разрешать
возникшие противоречия реальной жизни.
8. Помогать ученикам видеть смысл, общую направленность их
творческой деятельности. Практика показывает, что все упражнения,
стимулирующие творческую деятельность учеников, могут
восприниматься как развлечение. В этой связи правовые творческие
задания должны быть системны, хорошо продуманны.
Самостоятельные рассуждения по правовой проблеме могут
быть оформлены в виде эссе — небольшого сочинения.
К такой работе предъявляются некоторые требования:

1.
В эссе должна быть раскрыта собственная позиция по
проблеме с четкой и полной аргументацией.
2. Содержание работы должно соответствовать теме эссе.
3.
Изложение материала должно быть логичным, грамотным
с юридической точки зрения.
4.
Автору необходимо показать свою эрудированность, умение
свободно ориентироваться в теме.
Темы для эссе могут быть различными. Так, например1:
1.
Справедливо ли утверждение: «Когда гремит оружие, законы
молчат»?
2. В чем смысл уголовного наказания?
3. Суд присяжных: за и против.
4. Величайшее поощрение преступности — безнаказанность.
Обучаемым могут быть предложены темы для творческой
деятельности (исследования), которые проводятся в течение
длительного времени:


Проблема причинности преступности в современном обществе.
— Обычаи и закон.
— Мораль и право в жизни человека.
Такие темы были представлены на Всероссийской Олимпиаде по праву
в г. Ростове-на-Дону в 2002 г.

Есть смысл согласиться с мнением ученых о том, что темы
рефератов могут быть связаны с местным материалом и носить
своего рода краеведческий характер1.

В процессе исследовательской работы учитель права может
организовывать специальные консультации, оказывая помощь
своим обучаемым в выборе литературы, составлении плана исследования,
грамотном оформлении текста, в подготовке выступления
на защите реферата.

Обучаемые должны быть ознакомлены с тем, как можно
написать реферат или оформить самостоятельную работу по
праву. Такие требования формулируются заранее. Они могут
быть записаны в специальную «Памятку»2:

1.
Определи цель написания реферата в соответствии с поставленной
темой.
2. Составь план реферата.
3.
Выбери необходимую юридическую литературу по теме,
прочитай ее, выделив основные идеи, аргументы, выводы.
На них сосредоточь внимание.
4.
Классифицируй выписки, сделанные при чтении рассматриваемых
источников.
5.
Проанализируй собранный материал, подумай и сделай
обобщенные выводы.
6. Оформи реферат.
Отдельные положения этой схемы могут быть уточнены.
Учитель знакомит обучаемых перед началом исследовательской
самостоятельной работы со структурой реферата, в которой
могут быть выделены такие части:

1. План (или оглавление) с указанием страниц разделов.
2. Обоснование выбора темы.
3. Теоретические основы выбранной темы.
4. Изложение основного вопроса.
5. Вывод и обобщения.
6. Практическое значение реферата.
7. Список использованной литературы.
8.
Приложения: документы, иллюстрации, таблицы, схемы и
т. д. по желанию.
Из Проекта новой концепции обществоведческой подготовки школьников.
// Боголюбов Л.Н., Кишенкова О.В. и др.
Алгоритм деятельности ученика при осуществлении исследовательской
работы.

Примерные аспекты содержания реферата.

1. Вводная часть. Обоснование выбора темы:

ее актуальность. Связь с настоящим, значимость в будущем;

новые, современные подходы к решению проблемы;

наличие противоречивых точек зрения на проблему в науке
и желание в них разобраться;

противоположность бытовых представлений и научных данных
о конкретном законе или правовой норме;
— личные мотивы и обстоятельства, которые способствовали
появлению интереса к данной теме.
2. Основная часть:

суть проблемы;
— обзор источников;
— собственные сведения, версии, оценки.
3. Заключение:

основные выводы;

результаты и личная значимость проделанной работы;

перспективы продолжения работы над темой.