19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Важно ставить ученика в позицию исследователя, «первооткрывателя
». В самостоятельной работе он сам овладевает
понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания,
однако его деятельность осуществляется под контролем со стороны
учителя права. Стоит согласиться с мнением коллег, которые
пришли к выводу, что «задача современного правового обучения
состоит не просто в сообщении знаний, но в превращении знаний
в инструмент творческого освоения мира»2.

Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических
поисках. — М., Арена. 1994.
Там же.

На протяжении последних десятилетий современные дидакты
придерживаются представления о трех уровнях исследовательского
обучения. На первом уровне преподаватель ставит
проблему и намечает метод ее решения. Решение ученику предстоит
осуществить самостоятельно. На втором уровне преподаватель
только ставит проблему, но метод ее решения ученик
ищет самостоятельно (здесь возможен коллективный поиск).
На высшем, третьем уровне постановка проблемы, выбор метода
и разработка самого решения осуществляются учениками
самостоятельно.

Сравним традиционное обучение праву с исследовательским,
самостоятельным освоением юридической информации
и приобретением навыков правомерного поведения.

Традиционное обучение:

1. Учитель сам излагает юридические понятия, раскрывает
сущность проблем правовой жизни. Ученики выступают в роли
сторонних наблюдателей за активностью педагога, который может
по ходу объяснения задавать вопросы и сам же на них давать
ответы.
2. Юридическая информация преподносится как материал,
не подлежащий критике или сомнению. Даже при разъяснении
понятий, которые вызывают многозначные трактовки ученых,
учитель сам излагает их оценки и заставляет обучаемых это
запомнить, диагностируя на репродуктивном уровне, как это
реализовано.
3. Учебное занятие по праву строится на четкой и логической
основе.
4. Целью практических занятий становится формулирование
навыков правомерного поведения, развитие способностей
следовать указаниям, направленным на достижение запланированных
результатов. На уроке ученики должны придерживаться
четких инструкций по выполнению определенных заданий.
Самостоятельное, исследовательское обучение:

1. Ученик самостоятельно постигает ведущие правовые понятия
и идеи, а не получает их в готовом виде от учителя.
2. Ученики самостоятельно принимают решения о выборе
способа работы с изучаемым юридическим материалом.

3. На практических занятиях ученики выдвигают идеи,
предлагают альтернативные способы решения конфликта правовыми
средствами.
4. Каждый ученик может самостоятельно планировать свою
работу. Для изучения юридических норм он самостоятельно
знакомится с законом и наблюдает за исполнением его предписаний
на практике. Принятое решение может быть подвергнуто
сомнению, в этой связи находятся альтернативные интерпретации,
предлагаются другие варианты ответов.
Творческое мышление является общепризнанной ценностью
нашей культуры, и его формирование в области правового
обучения очень важно. Юриспруденция не является сухой догматикой,
а потому в школе следует создать все необходимые
условия для самостоятельной творческой деятельности учеников.
В последние годы ученые под руководством С. Парнса
предложили следующие рекомендации по созданию творческой
обстановки в ходе обучения. Их можно применить и к правовому
обучению. Что же рекомендуют специалисты?1

1.Устранять внутренние препятствия творческим направлениям.
Чтобы ученики были готовы к творческому поиску, им
надо помочь обрести уверенность в своих взаимоотношениях
с окружающими. Они не должны бояться делать ошибку.
2.Уделять внимание работе подсознания. Например, на уроках
права мы можем не затрагивать напрямую какую-то проблему.
Но наше подсознание незаметно само работает над этой
проблемой. Некоторые идеи могут появиться неожиданно, важно
их зафиксировать, запомнить, а затем более глубоко проанализировать.
3. Воздерживаться от оиенок. Пусть ученики больше размышляют
над проблемой, а не думают над тем, как их оценят.
4.Показывать ученикам возможности использования метафор
и аналогии для творческого поиска, новых связей и ассоииаиий.
Несмотря на то, что образное мышление, метафорические сравнения
близки обучаемым, такие их способности в процессе
правового обучения следует развивать.

5. Давать возможность умственной разминки. Так, при изучении
сложной юридической конструкции учитель предлагает
«размяться» и выполнить интересные творческие задания.