19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Нельзя уделять слишком
много времени на воспроизведение изученного, ибо в этом
случае теряется целевая установка использования межкурсовых
связей. Прошлый материал должен стать всего лишь фоном
для изучения нового. При установлении внутрипредметных
связей используют наглядные пособия: схемы, таблицы,
которые быстро помогают ученикам вспомнить изученный
материал.

Межпредметные связи в обучении рассматриваются как
дидактический принцип и как условие, включая цели, задачи,
содержание, методы, средства, формы обучения разным предметам.
Необходимо видеть те связи, которые учитываются в содержании
права, и те, которые идут от права в другие учебные
предметы1.

См.: Элиасберг Н.И. Межпредметные и внутрикурсовые связи при
изучении вопросов права в курсе обществоведения. Автореф. дис…. к. п. н. —
Л., 1983.

3.4. Самостоятельная работа
обучаемых по праву
В последние годы особую популярность приобрели различные
методы правового образования, активизирующие именно
самостоятельную работу обучаемых на уроках и во внеурочное
время. Самостоятельная работа представляет собой познавательную
деятельность самих учеников, имеющую цель, форму
выражения, которая заканчивается проверкой результата. Такая
работа выполняется по заданиям и направлена на достижение
определенного результата.

В большинстве случаев современный учитель права работает
в классе, где количество детей колеблется от 20 до 35 человек.
В этой связи самостоятельная работа приобретает особый характер.
Выполняя определенное задание, школьники могут объединяться
в группы. При этом группа представляет собой единое
целое (все ученики выполняют одно задание), а может так, что
в группе каждый школьник выполняет свое задание. В последние
годы популярность приобретает дифференцированное обучение,
при котором ученики объединяются по уровню способностей,

интересов и

Учитель применяет к ним разные методы,

приемы и средства обучения праву. Работая с каждым учеником
отдельно (предлагая ему выполнить самостоятельные задания
в соответствии с учебными, физиологическими и психическими
возможностями), учитель права осуществляет индивидуализацию
правового обучения. Очень часто в практике педагог использует
задания с разным уровнем сложности для учеников.
Сложность правового материала определяется путем его характеристики,
выявления информативной насыщенности структурных
составляющих и проч. Трудность материала носит субъективный
характер и зависит от конкретного школьника. То, что
может быть трудным для одного, покажется легким для другого.

Специалисты выделяют два этапа самостоятельной деятельности
школьников при правовом обучении2.
1) На первом этапе учитель должен «научить» своих воспитанников
элементарным приемам самостоятельной работы. Он

См.: Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических
поисках. — М., Арена. 1994; Дружкова А.В. Методика преподавания
обществоведения в средней школе. — М., Просвещение. 1985.

должен показать, каким образом можно добывать знания из
разных источников, анализировать их, обобщать и делать выводы.
При этом педагог выступает в роли консультанта, организатора
самостоятельной работы детей.

2) Приобретая навыки самостоятельной работы, ученик подготавливается
к исследовательской деятельности. У него появляется
своя точка зрения на определенные понятия. Ученик становится
способным решить сложные нестандартные задачи.

На уроках права результаты самостоятельной работы школьников
могут быть представлены в форме докладов, рефератов
или небольших сообщений.

Во многих школах большое значение приобрели научные
общества ребят, в рамках которых и осуществляется самостоятельная
деятельность обучаемых. Ребята объединяются в творческие
группы и проводят совместно или индивидуально исследовательскую
работу по конкретной теме. Обычно такая
работа осуществляется в течение всего года и завершается изложением
цельного, логически взаимосвязанного материала в виде
реферата.

Исследовательский самостоятельный подход в правовом обучении
опирается на непосредственный опыт самих ребят. В зарубежной
педагогике XX в. этот подход был связан в первую очередь
с движениями европейского «нового воспитания» и
«прогрессивного воспитания» в США. Обучение осуществлялось
на основе собственного опыта ребенка, самостоятельно осваивающего
окружающий мир. Специалисты доказывали1, что при
таком подходе целесообразно применять «спиралевидное» изучение
основных представлений и понятий — от начальной школы
к средней, а затем возвращаться к ним на последующих ступенях
обучения.