19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Он даже не ответил на письма, написанные ему
великим русским философом Соловьевым и великим русским
писателем Л. Толстым, а лишь «повелел, чтобы г. Соловьеву
было сделано внушение за неуместные суждения, высказанные
им в публичной лекции», а графу Толстому велел сказать, «что,
если б покушение было на него самого, он мог бы простить, но
убийц отца он не имеет права простить».

Таким образом, обучаемые осмысливают сущность тех нравственных
установок, традиций и обычаев, которые господствовали
в обществе. В понимании учеников закрепляются представления
о разных социальных нормах общества.

Межпредметные связи могут быть установлены и с экономическими
курсами. Так, изучая в правовом курсе блок вопросов
о предпринимательстве, ученики могут вспомнить об особенностях
рыночной экономики, действии закона спроса и предложения.
Интеграция экономико-правовых знаний особенно актуальна
в современной системе преподавания обществознания.

Правовые и экономические понятия взаимосогласуются при изучении
таких блоков вопросов, как «трудовая деятельность», «потребность
», «производство». Разъясняя особенности правового
статуса наемного работника, учитель права делает акцент на
вопросах правового регулирования взаимоотношений работника
и работодателя. Однако осознать полно эти правила невозможно
без знаний экономической основы общественного производства,
понимания рынка труда, рабочей силы и проч. Возьмем для
примера другую ситуацию: изучение вопросов потребления в экономическом
смысле. Вновь здесь не обойтись без правового
контекста. Всем известно, что и в этой сфере появляется немало
противоречий, разрешить которые способно лишь право.
Реализация межпредметных связей может осуществляться
по горизонтали (речь идет о необходимости учитывать содержание
учебных курсов, которые изучаются в параллель с основными),
так и по вертикали (когда в каждом образовательном
учреждении устанавливаются свои особенности изучения правовых
курсов с первого, предположим, класса до 11 (12)).

Межпредметные связи могут устанавливаться путем создания
определенной системы методических приемов, которые
весьма результативно используются при изучении разных учебных
курсов. Так, предположим, проведение деловых игр и использование
интерактивных технологий в обучении детей может
«объединять» процесс рассмотрения тем разных курсов.
Дети, обученные работать в определенном режиме познания
окружающей действительности, добиваются хороших результатов
в обучении праву.

Большинство специалистов1 выделяют устоявшиеся в методике
обучения пути осуществления межпредметных связей.
Среди них выделяют следующие:


учет учителем уже имеющегося багажа знаний обучаемых
при использовании разновариантных методов проведения
учебного занятия;

воспроизведение уже знакомой информации (главного)
в логической связи с содержанием конкретного урока по
праву. На имеющуюся базу знаний учитель предлагает наложить
новую информацию.
См.: Дружкова А.В. Методика преподавания обществоведения в средней
школе. — М., Просвещение. 1985; Калюжный В.Н. Вопросы методики преподавания
обществоведения в средней школе. — Пермь. 1968 и др.

Большую роль в системе методики обучения праву играют
приемы установления внутрикурсовых связей, обеспеченные
внутренним логическим единством правового содержания
учебного предмета. Основные правовые курсы построены
весьма логично: первоначально обучаемый овладевает комплексом
знаний в области теории права, закрепив понятия
«право», «структура права», «отрасль права», «юридическая
ответственность», а затем на базе изученных понятий рассматривает
особенности правового регулирования конкретных
общественных отношений (семейных, трудовых, уголовных,
гражданских, процессуальных). Таким образом,
приступая, предположим, к изучению темы «Брак и семья»
учитель предлагает обучаемым вспомнить сущность таких понятий,
как «отрасль права», «семейное право», «нормы права»,
«частное право» и проч. Знания о них ребенок получил в первых
разделах курса. Методические приемы установления внутрипредметной
связи отличаются многообразием и должны
применяться с учетом отведенного на это учебного времени.
Считается, что наиболее эффективным способом установления
таких связей является беседа, комплекс специальных воспроизводящих
вопросов-заданий, которые позволяют обучаемым
вспомнить, сравнивать, сопоставлять, выделять общее и
отличное, выявлять сущность нового.