19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




На рубеже XIX—XX вв. предметом дискуссий стал вопрос о
надлежащем языке преподавания права и системе оценивания
обучаемых.

С 1872 г. из программ гимназий исключают законоведение,
и многие авторы считают, что право является предметом высшего
специального образования2. Его изучение «должно помогать
человеку не только в разрешении практических вопросов.., а порождать
идеалы, без которых не мыслимы ни благоустроенное
государство, ни благоденствующий народ»3.

К началу XX в. педагоги страны доказывали важность стимулирования
самостоятельной познавательной деятельности
учащихся, а потому предлагали усилить работу с юридическими
источниками, докладами и рефератами. Распространяется «метод
вопросов и планов»4. С его помощью обучаемый приобретал
умения работать с текстом, вычленять главное, повторять пройденное.
Однако, следуя установке психологов: «Повторять спустя
короткий промежуток времени»5, — педагоги полагали, что нет
смысла абсолютизировать только один метод обучения.

1 Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией
нравственности. Т. 1. — СПб., 1909.

2 См.: Крыгина И.А. Правовая культура, правовое воспитание и управление
правовоспитательным процессом в современном российском обществе.
Дис. … к. юр. н. — Ростов-на-Дону. 1999.

3 См.: Ивановский Н. Право как предмет общего образования. // Образование.
1895. №7-8, с. 21.
4 Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. — М, 2000,
с. 22.
5 Там же.

События в политической жизни 20-х гг. оказали существенное
влияние на методику обучения в школе: отменялись экзамены,
взыскания, домашние задания, балльные оценки знаний
учеников. В практике работы школ появился лабораторно-бригадный
исследовательский метод. Ученики изучали источники,
самостоятельно искали ответы на поставленные вопросы. Методические
рекомендации по организации бригадно-лабораторной
работы были представлены в книге Б.Н. Жаворонкова и
С.Н. Дзюбинского «Подвижная лаборатория по обществоведению
»1. Специалисты считали, что такой подход позволял индивидуализировать
работу каждого, но в то же время развивать и
навыки коллективной деятельности.

В последующие годы в методических рекомендациях доминировали
идеологические установки: сформировать твердое
убеждение в том, что наша страна «лучше всех», показать важность
созданных законов, гарантии прав людей. Обращалось
внимание на изучение произведений классиков марксизма-ле нинизма,
совершенствование правового обучения и воспитания.
Н.И. Козюбра, В.В. Оксамытный, П.М. Рабинович и др.
доказывали, что «политическим источником» методической деятельности
учителя должна стать Программа КПСС, решения
ее съездов, пленумов, а юридическим источником — Конституция
СССР, конституции союзных и автономных республик,
текущее законодательство. При этом предлагалось различать
основные и второстепенные цели обучения и воспитания2. Специалисты
настаивали на формировании уважения к закону,
используя при этом показ, разъяснение, аргументирование роли
права. «Для этого рекомендовали не ограничиваться простым
пересказом правил поведения, зафиксированных в законе. Ученикам
предлагали сравнивать право и нравственность, обращать
внимание на ценности социалистического права»3.

Методисты разработали различные пути повышения эффективности
обучения праву. В серии «Библиотека учителя»
в 70—80-е годы издательство «Просвещение» выпускает книги
по методике права. Многие из них представляли собой варианты
конспектов уроков по конкретным темам.

Там же, с. 27.
Козюбра Н.И., Оксамытный В.В., Рабинович П.М. Правовое воспитание
молодежи. — М., 1985, с. 87.
Там же.

В 70-е годы и в начале 80-х г. были опубликованы работы
Л.С. Бахмутовой, В.В. Бермана, Г.П. Давыдова, А.И. Долговой,
А.П. Кожевниковой, Э.И. Мельниковой, А.В. Мицкевича,
Г.М. Миньковского, А.Ф. Никитина, В.М. Обухова, А.П. Прохорова
и других по теории правового обучения, методике преподавания
в школе вопросов права. Так создавалась научная
база для совершенствования школьного правового образования.
В методических работах дана характеристика сущности
понятия «правовое воспитание»1.

Но исследователи по-разному объясняли вопросы о соотношении
правового воспитания и обучения. А.И. Долгова рассматривала
правовое просвещение, правовую пропаганду, правовое
обучение как составные части процесса правового
воспитания. Г.П. Давыдов и В.М. Обухов считали, что правовое
обучение как процесс формирования правовых знаний и умений
имеет самостоятельное значение.