19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Они выбирают капитанов. За некоторое
время до начала боя жюри выдает командам одинаковые
тексты с правовыми задачами. Команды получают необходимую
для правильного решения задач литературу. Перед началом
боя обе команды получают по 100 очков. Это количество в процессе
игры может увеличиваться или уменьшаться. Перед началом
боя по жребию выбирается нападающая и защищающаяся
команды. Нападающая команда может вызвать соперника на
обсуждение любой задачи из списка по своему выбору. У защищающейся
команды имеется два варианта продолжения игры.
Она может: 1. Согласиться на обсуждение предложенной задачи
или 2. Объявить так называемую «проверку корректности».
В первом случае защищающаяся команда выбирает докладчика,
который излагает полученное командой решение задачи. Пред

1 См.: Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний» /
Н.Г. Суворова, СИ. Володина, А.М. Полиевктова и др. — М., Вита-Пресс. 1999.
Автор игры «Правовой бой» — А.Н. Сударкин.

лагаемое докладчиком решение должно содержать ссылки на
нормы закона. Команда может дополнять докладчика, если он
что-то упустил в выступлении. Нападающая команда может
предложить свой вариант решения.

После того как команды завершили обсуждение задачи,
жюри излагает правильное решение и начисляет очки командам
и т. д. В игре побеждает та команда, у которой оказалось большее
количество очков. При составлении заданий необходимо
подобрать такие задачи, которые помогли бы достигнуть поставленные
цели и охватывали максимальное количество правоотношений.
Например, ученики могут попытаться самостоятельно
привести в пример такие ситуации, в которых бы трудовая
деятельность людей регулировалась нормами разных отраслей
права. При этом школьники выделяют особенности трудовых
правоотношений, отношений имущественного характера (например,
возникающие по договору подряда), определяют их
общие и отличительные черты.

В старших классах при изучении права часто проводят
уроки-лекции, семинары или практические занятия.

На уроке-лекции учитель излагает обучаемым содержание
определенной правовой проблемы. Такая форма учебного занятия
по праву эффективна в старших классах. При этом обучаемых
следует готовить к тому, как можно воспринимать лекционный
материал, делать записи в тетрадях и проч. Необходимо
договориться об определенных сокращениях, которые можно
использовать в целях экономии времени. Обучаемых следует
предупредить, что такие сокращения не носят официальный
характер и их не следует путать с общепринятыми сокращениями,
которые распространены в юриспруденции (например, для
названия кодексов — ГК и проч.). Обучаемые учатся вычленять
основные мысли и делать самостоятельные записи в тетрадях.
В процессе лекции развиваются умения школьников слушать
правовую информацию, самостоятельно ее анализировать, выделяя
главное, а также конспектировать. Учитель обязательно
проговаривает план лекции, который должен быть записан обучаемыми.
Педагог должен знать скорость записывания школьниками
материала(она может быть разная в различных классах).
Необходимо следить за теми записями, которые сделали ученики.
В некоторых случаях возникает потребность исправлять допущенные
ошибки, указывать на то, каким образом лучше
сделать пояснения к тому или иному правилу.

Семинар является одной из эффективных форм развития
познавательной активности школьников. Его целесообразно
проводить по темам, требующим углубленного понимания определенной
юридической проблемы. Учитель должен заранее
предложить ребятам вопросы для обсуждения, рекомендовать
ту литературу, которую следует прочитать. Работа над отдельными
вопросами может превратиться в выполнение определенного
миниисследования. Семинар проводится по плану. В конце
такого урока обязательно следует сделать итоговые выводы.

Таким образом, современная наука может констатировать
существование различных учебных занятий по праву.

3,3. Межпредметные и внутрикурсовые
связи в правовом обучении

Современная система школьного образования предполагает
различные варианты изучения правовых вопросов, среди которых
важную роль играет интегративный и модульный подход.
В первом случае рассмотрение правовых вопросов осуществляется
в рамках курса «Обществознание», нацеленного на комплексное
изучение основополагающих понятий политологии, культурологии,
философии, экономики, этики, а также права. В другом
случае обучаемые имеют возможность более основательно проникнуть
именно вглубь важных вопросов юриспруденции, изучая
отдельные правовые курсы (они называются «модули»).