19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Причинил ему
тяжкие телесные повреждения. По этому факту было возбуждено уголовное
дело. 15 сентября в качестве меры по усилению борьбы с преступностью
стал действовать новый закон, ужесточающий наказание
за указанный вид деяния. Какие правовые нормы лягут в основу приговора
суда о наказании Олега?
2. Николай был задержан органами милиции за кражу имущества
5 декабря. В связи с либерализацией политико-правового режима
в стране 10 декабря был принят новый закон, смягчающий наказание
за такой вид деяния. Нормами какого закона будут руководствоваться
при вынесении решения по делу Николая?
Контрольный урок по праву

Такой урок целесообразно проводить после изучения темы
или ряда тем. Учитель может предложить школьникам выполнить
письменные задания: решить задачи, объяснить юридические
правила поведения людей в той или иной ситуации.

Предположим, школьникам предлагается написать юридический
диктант, в котором встречаются ошибки. Задача будет
заключаться в том, чтобы выявить ошибки и объяснить их.

В 9 классе при изучении темы «Субъекты права» по курсу
«Основы правовых знаний» предлагаем такой диктант:

«В 12 лет Олег стал собственником квартиры, которая была завещена
ему бабушкой. Собственник может распоряжаться тем имуществом,
которое ему принадлежит. Олег продал квартиру Виктору. Все
документы нотариус заверил. Имея деньги, Олег решил заняться предпринимательством.
Его родители не возражали, и по решению органа
опеки и попечительства он был объявлен правоспособным…»1.

На контрольном уроке может проводиться устный опрос,
по ходу которого ученикам предлагается выполнить отдельные
задания.

На уроках проверки и учета знаний ученикам можно предложить
выполнить тестовые задания, причем их проверку организовать
в классе. Ученики меняются тетрадями. Учитель разбирает
с классом в устной форме ответы на каждый вопрос теста и
просит школьников отмечать знаком «+» правильные ответы
своих одноклассников и знаком «-» неверные. Затем набранное
количество баллов переводится в шкалу общепринятых отметок.

Уроки обобщающего повторения

Такие уроки могут проводиться после изучения темы, проблемы,
которая раскрывалась на протяжении нескольких уроков,
раздела или курса вообще. Главной целью этих уроков
является систематизация правовых знаний школьников, установление
логической взаимосвязи изучаемых правил поведения,
правовых явлений и обобщение их. К такому уроку учитель
заранее готовит вопросы и задания и знакомит с ними
школьников.

Повторительно-обобщающие уроки могут проходить в форме
игры, групповой работы с законами и проч.

Например, при изучении темы «Социальные регуляторы
общественной жизни» школьники знакомятся с нормами морали,
права, этикета, традициями, обычаями, мифами, семейными,
корпоративными, политическими, религиозными и другими
правилами. На обобщающем уроке они выделяют общие и
отличительные черты существующих социальных норм в обще

См.: Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний». — М.,
Вита-Пресс. 2000.

стве, докладывают о результатах своего собственного наблюдения
по вопросу о механизме действия этих правил в реальной
жизни. В конце учебного года проводят итоговые уроки, носящие
итогово-повторительный характер. Их главная цель заключается
в том, чтобы закрепить знания основных правовых понятий,
обобщить изученный материал, увидеть системность права,
взаимосвязь его составляющих компонентов. На таких уроках
отрабатываются навыки правового поведения субъектов, ученики
учатся применять полученные знания в практических
ситуациях. На итоговое повторение следует вынести самые важные
и сложные проблемы курса. Например, по итогам 9 класса
это могут быть такие темы, как «Понятие права и его система»,
«Источники права», «Правотворчество», «Правовое поведение»,
«Правонарушение», «Правила отраслевого законодательства».
В отдельных случаях ученики готовят доклады, выступают по
теме своего исследования, которая была предложена заранее.

Итоговые занятия могут включать в себя игры, викторины.
Так, например, после завершения курса «Основы правовых
знаний» в 9 классе школьники участвуют в игре «Правовой
бой»1. Ее цель и заключается в том, чтобы подвести итог изученному
в 9 классе правовому материалу и проверить степень усво-’
ения правовых норм при решении задач. Учитель объясняет
школьникам организационную сторону урока. В игре принимают
участие две команды.