19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




В другом случае можно
использовать рассказ при объяснении нового материала. Здесь
учитель права должен обратить внимание на важные понятия,
которые надо запомнить школьникам, желательны яркие примеры,
поясняющие механизм реализации той или иной нормы
права и проч. Данная часть урока должна быть хорошо продумана
педагогом с учетом особенностей возраста и уровня подготовки
ребят.

Важным этапом учебного занятия по праву является закрепление
изученного материала. Этим понятием методисты обозначают
вторичное восприятие, осмысливание того, что уже
изучено. Для чего это необходимо на уроках права?

Во-первых, следует иметь в виду, что многие правовые понятия
являются весьма сложными и их необходимо прочно усвоить.
Во-вторых, этот этап позволит сразу же систематизировать
знания, выявить пробелы в изучении темы и восполнить их.

Закрепление отдельных юридических конструкций всей
темы можно осуществлять сразу же после изучения каждой из
них. Такая поэтапная работа подводит школьников к общему
итоговому закреплению темы, в процессе которого используются
вопросы или задания воспроизводящего характера. Например,
разъяснив понятие «дееспособность лица», учитель может
задать школьникам следующие вопросы:

— Что такое дееспособность ?
— Какие виды дееспособности выделены в российском законодательстве
?


Чем различается дееспособность физических и юридических
лиц?

Как может осуществлять свои права тот, кому исполнилось
14 лет ?
В ходе учебного занятия осуществляется так называемое
текущее повторение правового материала для того, чтобы осуществлять
его логическую связь с тем, что изучается дальше. Повторение
нельзя сводить к простому воспроизведению того, что уже
изучено. Оно является лишь звеном текущего повторения, которое
связано с более глубоким изучением темы, обобщением того,
что уже изучено. При повторении происходит систематизация
знаний обучаемых — упорядочивание их в логической последовательности
осмысления проблемы. В правовом обучении используют
и обобщение материала, которое связано с выделением основного,
существенного и общего в явлениях, понятиях и проч.

Завершать учебное занятие целесообразно домашним заданием,
которое предлагается школьникам. Вот основные правила
методического характера, которые следует учитывать учителю,
задающему на дом:

1. Домашнее задание связано с содержанием правовой информации
урока.
2. Оно должно быть четким, ясным и адресоваться всему
классу Однако можно предлагать и отдельные индивидуальные
задания некоторым школьникам.
3. Правила выполнения заданий дома учитель должен
разъяснить на уроке, обратив внимание на требования, которые
к ним предъявляются.
4. Задания должны включать обязательную работу с учебником,
схемами, вопросами, представленными после параграфа.
Необходимо пояснить, на что следует особо обратить внимание.
В случае трудности в выполнении отдельных заданий
по учебнику учитель имеет право их исключить, сформулировав
собственные вопросы, задания.
5. По общему правилу задание предлагается выполнить
к следующему уроку, однако могут быть и задания, рассчитанные
на более длительный срок подготовки.
6. Задание на дом ученики должны записать: в тетради,
дневнике. Невыполнение их систематически приводит к снижению
уровня обученности праву.

7. Нельзя предлагать большой объем домашних заданий
(в противном случае основная часть учеников их не выполнит).
8. На следующем уроке учитель обязательно проверяет, как
выполнено задание (систематическая непроверяемость заданий
приводит к Снижению их значимости).
Большинство современных учебников содержит в конце
параграфа вопросы для самоконтроля и дифференцированные
задания для самостоятельной работы. Ученикам следует объяснить,
что, отвечая на вопросы, они как бы проверяют себя, а
затем эти знания должны быть соотнесены с умением их применять
в жизни — определять модель поведения, давать консультации,
разрешать правовой спор и проч. Многие из представленных
заданий можно выполнять на уроке на этапе закрепления
полученных знаний.

Например, при рассмотрении темы «Источники права» необходимо
обратить внимание школьников 9-х классов на известную
в юриспруденции аксиому: «Закон не имеет обратной силы».
С этой целью учитель рассказывает сущность действия закона во
времени, а затем школьникам предлагается решить задачи:

1. Олег избил своего одноклассника 3 сентября.