19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Для этого можно
использовать специально разработанные памятки. Вот правила
для учеников:

1.
Ответы должны быть краткими, со ссылкой на правовую
норму1.
2.
Свой совет при разрешении правовой ситуации следует
аргументировать конкретными примерами.
3.
Записи на доске, в тетради делать краткими и аккуратными.
Опрос может проводиться фронтально — так называют одновременную
работу учителя со всеми учениками класса — в устной
форме. В этом случае учитель предлагает ответить школьникам
на краткие вопросы по теме, например: «Давайте вспомним,
что такое правовая норма? Какие существенные признаки этого
правила поведения можно выделить? Приведите в пример любую
норму права». Затем некоторые ученики могут быть приглашены
на первые парты для выполнения письменного задания: это может
быть решение правовой задачи, объяснение сущности правового
понятия и выстраивание графической схемы изученного материала
и проч. Другие же школьники могут работать у доски,
заполняя, предположим, таблицу сравнительного анализа правовых
и других социальных норм. Однако весьма ценной на уроках
права является работа, требующая устного рассказа школьника,
объяснения своей позиции. При выступлении одного школьника
по теме другие ребята должны учиться умению его слушать, дополнять
и даже критиковать. При этом школьник должен знать
требования, предъявляемые к устной речи:

1.
Выступление должно соответствовать поставленной проблеме,
вопросу.
2.
Речь должна быть яркой, выразительной и убедительной.
Для этого необходимо приводить примеры, четко форму1
Ученик должен пояснять смысл того или иного правила поведения.
Нельзя заставлять школьников учить наизусть нормы права, а тем более их расположение
в статьях нормативно-правовых актов.

5
3666 129

лировать правовые нормы, необходимые для ответа, использовать
в объяснении изученные правовые термины.

3.
Предложения не нужно выстраивать большими, лучше,
если это будут краткие, но несущие смысл высказывания.
Начав высказывать мысль, необходимо довести ее до конца,
а при ответе стараться избегать «слов-паразитов», засоряющих
грамотную речь.
4.
Важно правильно выражаться в юридическом смысле, ибо
право требует всегда четкости.
Целесообразно, чтобы опрос и изучение нового материала
оказались логически взаимосвязанными между собой. Поэтому
в зависимости от темы урока необходимо продумать серию
вопросов, нацеливающих на изучение новой проблемы. Важно,
чтобы школьники увидели значимость нового материала, заинтересовались
его изучением. Учитель права должен четко сформулировать
тему урока, обозначить цели, задачи предстоящей
деятельности, а также задания, которые необходимо выполнить.
Следует обозначить план учебного занятия, который выступает
моделью содержания изучаемого правового материала, и
визуализировать его на доске, листе ватмана и проч.

Например, тема урока: «Право и имущественные отношения»
(из курса обществознания в 9 кл.). После изучения темы1 учащиеся
должны:


знать, что представляют собой имущественные правоотношения
и каким должно быть поведение их участников;
— разъяснять сущность института права собственности;
— знать основные виды договоров, уметь разъяснять правила поведения
участников договорных отношений;

уметь защищать свои имущественные права и знать, в каких случаях
это можно сделать в судебном порядке;
— разъяснять сущность следующих понятий: иск, правоспособность,
дееспособность, сделка, договор, гражданское правоотношение.
ПЛАН УРОКА.

1. Что регулирует гражданское право?
2. Правоспособность и дееспособность участников гражданских
правоотношений.
3. Сделки и договоры.
См.: Певцова Е.А. Обществознание. Книга для учителя. — М., PC. 2000.

4. Право собственности.
5. Как можно защитить свои имущественные и личные неимущественные
права?
Следующим звеном комбинированного урока выступает
изучение нового материала. Оно может быть выстроено различными
способами. Например, ученики получают задание познакомиться
самостоятельно с извлечением из Закона и решить
три правовых ситуации. Такая работа выполняется по
группам. В другом случае школьники работают с текстом учебника
и готовят вопросы по теме другой группе, которая должна
суметь дать на них правильный ответ. Учитель выступает в роли
организатора занятия и помощника в самостоятельной познавательной
деятельности учеников. Он должен корректировать
их ответы, делать пояснения, обращать внимание на то,
что должно быть усвоено, и проч.