19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Уроки, одинаковые по типу, могут
быть разными по виду, в зависимости от выбранного ведущего
метода: например, вводный урок можно провести в виде экскурсии
в адвокатскую контору, где специалист-практик расскажет
школьникам о нужности правовых знаний и умений в жизни
и роли права в судьбе человека.

В правовом обучении необходимо обратить внимание на
один очень важный принцип методики: изучение нового правового
материала должно сочетаться с закреплением того, что
было изучено ранее.

Рассмотрим уроки права, которые различаются между собой
по соотношению структурных звеньев обучения и основной
обучающей задаче.

Автор считает, что учитель права может создавать такие
формы уроков, которые еще не представлены в науке, а потому
нет смысла однозначно трактовать существующую систему типологии
учебных занятий по праву.

Уроки вводный и изучения нового материала

Вводный урок предворяет серию учебных занятий и, как
правило, проводится первым по курсу. На таком уроке учитель
разъясняет особенности изучения учебного предмета, закрепляет
интерес обучаемых к познанию права, указывает общие требования,
которые будут предъявляться в ходе процесса обучения.
На таком уроке можно выявить уровень предшествовавшей
подготовки школьников с тем, чтобы скорректировать план
дальнейшего обучения. В других случаях целесообразно создавать
основания1 для формирования устойчивого интереса школьников
к предмету. С этой целью можно организовать проведение
игр, решение интересных правовых казусов и проч.

Урок изучения нового материала целесообразно организовывать
в том случае, когда содержание предшествующих тем хорошо
усвоено, а новый материал требует особого внимания в силу своей
важности, сложности и проч. Указанный тип урока по праву может
быть организован в виде школьной лекции, киноурока и проч.
В этом случае преобладает именно изучение нового материала.

Специалисты называют их «системой мотивации».

Комбинированный урок по праву

Однако в большинстве случаев в правовом обучении весьма
распространены уроки комбинированного типа. Стоит согласиться
с исследователями, которые выделяют такие структурные
компоненты этих занятий:

1.
Организационный момент. Обучаемые настраиваются
на урок и готовятся к предстоящей учебной деятельности.
2.
Постановка цели занятия перед учащимися.
3.
Опрос, включающий в себя комплекс заданий по проверке
качества обученности школьников после изучения предшествующей
темы.
4.
Изучение нового материала.
5.
Закрепление изученной темы.
6.
Подведение итогов урока. Обобщение изученного материала.
7.
Задание на дом.
Рассмотрим чуть подробнее основные звенья комбинированного
урока.

Урок начинается с небольшого организационного момента.
Он может быть выражен в приветствии учителя и учеников.
Правила делового обыкновения как разновидности социальных
норм предполагают, чтобы участники обучающего процесса приветствовали
друг друга стоя. Ученики и учитель настраиваются
на предстоящую деятельность. Практика показывает, что нельзя
затягивать этот этап урока (выяснять отношения с детьми или
заводить разговор на отвлеченные темы).

Вторым компонентом урока выступает проверка знаний и
умений школьников. Учитель организует работу детей, использующих
в своей деятельности ранее изученный материал. Проверка
сформированности правовых умений, знаний учеников
может осуществляться устно или письменно. При этом необходимо,
чтобы все школьники были включены в эту деятельность,
учитывались индивидуальные особенности каждого, а потому
подобная диагностика может носить дифференцированный характер.
Учитель, хорошо знающий своих обучаемых, предлагает
более сильному из них по уровню подготовленности сложное
задание, а тому, кто еще не достиг такого уровня, — задания
упрощенного типа. В опрос необходимо включать задания, контролирующие
не только степень усвоения предыдущего материала,
но и нацеливающие на изучение новой темы.

Учитель права может заранее разработать серию вопросов и
заданий, которые будут адресованы на этом этапе школьникам.
Их формулировки должны быть четкими, понятными и соответствовать
возрасту обучаемых. Методисты рекомендуют сначала
задавать такие вопросы: «О чем мы с вами говорили на уроке
в прошлый раз?», «К какому выводу мы пришли, изучая тему ?».

Основные требования, предъявляемые к школьникам при
ответах, должны быть заранее им известны.