19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




С тридцать четвертой по сорок пятую минуту процент
усвоения информации падает. Учитывая эти особенности, учитель
права может выстраивать свою систему организации учебной
деятельности на уроке, осознавая, что в конце учебного
занятия не следует давать новый материал. Завершать урок по
праву необходимо четкими итоговыми выводами (так используется
психологический прием, согласно которому «концовка мероприятия
остается надолго в памяти человека»).

Обучаемых следует отвлекать от однообразной утомительной
деятельности, чаще варьируя методы обучения.

Процент усвоения правовой информации
t, время на уроке
124

2. Учет того, как происходит усвоение материала в зависимости
от времени суток. Специалисты констатируют, что самый
лучший период для быстрого восприятия сложного юридического
материала определяется временными рамками от 11 часов
до 13 часов дня. Подъем работоспособности наблюдается в субботу,
так как у обучаемых на уровне подсознания заложена
информация о существующем впереди выходном дне.
3. Наличие и эффективность использования наглядности и
технических средств обучения праву.
4. Уровень обратной связи, проявляемой в ходе занятия.
5. Эффективность контроля за работой обучаемых, оценка
их деятельности.
6. Степень эстетического воздействия занятия на обучаемых.
И, наконец, весьма интересным является цель и результат
учебного занятия по праву. Здесь следует обратить внимание на:

1. Степень конкретности, четкости, лаконичности поставленных
целей. Любая цель учебного занятия по праву должна
быть конкретной и достижимой.
2. Необходимо оценить степень обучающего, воспитательного
и развивающего воздействия занятия по праву на школьников.
Если оценивать занятие по праву по данным критериям,
выставляя за каждый параметр отметки от 1 до 5, то лишь
в случае, когда набирается по 25 показателям 85 и больше баллов,
можно констатировать отлично проведенное занятие. При
количестве баллов ниже 45 занятие оценивается как неудовлетворительное1.

Практика показала, что среди учителей права встречается
определенное количество тех, которые допускают в работе типичные
ошибки: например, проявляют свой эгоцентризм, организуя
работу с несколькими обучаемыми2, задают вопросы и
отвечают на них сами, не давая возможности ученику думать.
Такие подходы наука отвергает.

Совершенствование своего педагогического мастерства учитель
права может осуществлять путем систематического обмена
опытом с коллегами, например, в процессе взаимопосещения

Из исследований д. п. н. В.П. Симонова.
Таких школьников называют активными.

уроков. В этой связи хотелось бы обратить внимание на то, что
анализ любого учебного занятия по праву следует начинать
с выделения того положительного, что было достигнуто на уроке.
Предъявляемые к учебному занятию требования должны
быть учителю заранее известны, а потому именно на них и
следует сосредоточить свое внимание.

3.2. Основные типы, виды и формы
учебных занятий по праву
Общеизвестно, что организация правового обучения должна
иметь «оформленный» характер. Это тем более важно, если
речь идет о системном обучающем процессе. Существующие
мнения среди специалистов относительно данного вопроса позволяют
выделить определенные типы и формы учебных занятий
по праву на базе различных оснований. Обратим внимание
лишь на некоторые из них.

Большое многообразие уроков по праву, сложившееся
в практике работы педагогов, позволяет говорить о существовании
многообразных их типов. Однако предлагаются разные
основания классификаций : по способам проведения, по правовому
содержанию, по дидактическим целям или даже отдельным
звеньям процесса обучения.

Если за основу классификации взять ведущий метод, то
можно выделить: урок-лекцию, урок-беседу, диспут, лабораторное
занятие с источниками права. Если же обратить внимание
на деятельность самих школьников, то следует говорить об
уроках-обобщениях, уроках-играх, уроках-конференциях или
проблемных уроках. В том случае, когда мы будем рассматривать
урок с позиции самих элементов процесса правового обучения,
учебной задачи, выделяются:

— вводный урок;
— урок изучения нового материала;
— комбинированный урок
— контрольный урок;
— урок проверки и учета знаний;
— повторительно-обобщающий урок.
Общий уровень юридической и методической подготовки
учителя права, наличие тех или иных средств правового обуче

ния, уровень способностей ребят класса, содержание юридического
материала оказывают существенное влияние на выбор
того или иного типа урока.