19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




В разработке санитарно-гигиенических правил для процесса
обучения принимают участие врачи, призванные следить за
здоровьем школьников1. При организации урока по праву обращается
внимание и на проблемы психологического характера (общий
эмоциональный настрой учеников на восприятие правового материала,
распределение по группам в зависимости от особенностей
детей при интерактивных методах обучения и проч.).

Урок по праву условно может рассматриваться с точки
зрения интегрированного взаимодействия пяти составляющих
компонентов:

— учитель права;
— обучаемые;
— юридическое содержание учебных курсов;
— система методов, приемов, средств обучения;

цель и результат.
Рассмотрим кратко составляющие компоненты каждого
элемента.
Что характеризует учителя права?

1. Знание юриспруденции, основных тенденций современного
обучения праву, эрудиция.
2. Педагогическое и методическое мастерство:
а) умение донести юридический материал, который бывает
весьма сложным, до уровня понимания каждым обучаемым;
б) умение создать благоприятный психологический климат

входе занятия, который бы способствовал выработке у

учеников положительной установки на обучение;

в) обладание юмором, умением ответить на любые вопросы.

Учитель должен обладать способностью привлекать к себе
людей. При этом важно, чтобы педагог «не опускался до аудитории,
а, напротив, поднимал ее до своего уровня». Используя
юмор в правовом обучении, учитель права должен помнить замечательную
мысль, которая была высказана государственным секретарем
США Г. Киссенжером в 70-е гг. XX в. Он заметил: «Я всю
жизнь закрывал глаза на недостатки людей и подчеркивал ис

См.: СП 2.4.2. 782-99. Гигиенические требования к условиям обучения
школьников в различных видах современных образовательных учреждений.
Приказ Минздрава от 6 авг. 1999 № 309.

ключительно их достоинства». В правовом обучении важно знание
психологических приемов культуры общения.

3. Речь (ее темп, дикция, интенсивность, образность и
эмоциональность, а также юридическая грамотность). Учитель
права должен обладать хорошей дикцией, которая выражается
в четкости произношения слов с обязательным написанием на
доске, ватмане каждого нового термина. Интенсивность речи
преподавателя права проявляется в ее громкости, концентрации
внимания на самом главном и т. д.
4. Стиль взаимоотношений учителя с учеником. Специалисты
выделяют авторитарный, демократический и либеральный
стили. В области правового обучения первоначально при знакомстве
с новыми учениками следует установить авторитарный
стиль взаимоотношений, предъявив определенные требования
и рассказав о содержании учебной дисциплины «Право». Через
два-три занятия следует перейти к стилю демократического
общения, на базе которого и выстраивается дальнейшее правовое
образование.
5. Внешний вид педагога имеет большое значение в правовом
обучении.
Вторым компонентом учебного занятия по праву являются
обучаемые. Их характеризует:

1. Активность и самостоятельность в освоении юридического
материала.
2. Уровень учебных умений и навыков.
3. Навыки сотрудничества и работы в коллективе (на учебных
занятиях по праву это очень важный признак, он проявляется
при организации обучения по группам).
4. Степень дисциплинированности и организованности обучаемых.
Третьим компонентом учебного занятия по праву является
юридическое содержание учебного курса, при анализе которого
следует обращать внимание на такие параметры, как:

1. Научность правовой информации, ее достоверность.
2. Доступность материала определенному адресату. Материал,
который отбирается учителем для разъяснения, должен
несколько опережать уровень подготовки обучаемых.
3. Актуальность изучаемых правовых понятий и их непосредственная
связь с жизнью.

4. Наличие новизны изучаемой правовой проблемы.
5. Оптимальность объема предложенной юридической информации.
Четвертым компонентом учебного занятия по праву является
система методов, приемов, средств организации учебной
деятельности. При этом обращают внимание на следующие
факторы:

1. Рациональность и эффективность использования времени
на уроках права.
Специалисты считают, что усвоение информации правового
характера осуществляется неодинаково на различных этапах
урока. Так, с первой по четвертую минуту обучаемые способны
усвоить лишь 60% материала, а с четвертой по двадцать третью
минуты — 90%, с двадцать третьей по тридцать четвертую минуты
усваивается 50% той информации, которая предложена на
уроке.