19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




В статье могут быть выделены части — пункты (пронумерованные
части) и абзацы. Абзацы номеров не имеют и отсчитываются
от начала пункта или статьи. Для удобства пользования
статьи объединяются в главы, главы — в параграфы, а параграфы
— в разделы.

Ученикам предлагаются такие задания:

«Прочитайте текст ст. 23 и 49 ГК РФ. Найдите различные
ссылки внутри и вовне каждой статьи. Нарисуйте схему ссылок
этого закона»1.

В младших классах отрывки из законов можно зачитывать
вслух, разбирая подробно значение каждой фразы. Ученики
могут самостоятельно придумывать вопросы к документу, адресуя
их группам одноклассников.

Необходимые для курса документы можно подобрать в хрестоматиях,
методических пособиях, а также воспользоваться
документами реальной юридической практики.

В старших классах, при углубленном изучении права,
школьники могут знакомиться с позициями юристов по изучаемым
вопросам, прочитывая журнальные статьи, юридические
книги или отрывки из них. Необходимо приучать детей критически
воспринимать информацию, высказывать свою точку зрения
по теме, анализировать приводимые в материалах факты.
Для организации такой работы необходимо четко сформулиро

Там же.

вать задание, поставить вопросы, а может, даже определить
пошаговую работу ученика.

При работе с документами никогда не следует заставлять
школьников заучивать нормы действующего законодательства
и статьи, в которых они выражены. Это же правило относится
и к системе работы с литературой (книгами, статьями и проч.),
где представлены различные школы права и позиции юристов
по отдельным правовым проблемам.

На уроках права необходимо отработать с учениками навыки
конспектирования — так называют письменное краткое
изложение основного содержания правового текста. В методике
обучения праву выработан алгоритм деятельности ученика
по конспектированию:

1. Выпиши название источника, место и год создания.
2.
Прочитай текст полностью, выбери основные мысли.
3.
Разработай условные знаки сокращения слов.
4.
Выпиши главные положения текста.
5.
Проанализируй их содержание.
Вопросы и задания

1.
Как соотносятся между собой «методы» и «методические приемы»
обучения праву? О каких методах обучения праву вам известно?
Что, на ваш взгляд, более результативно и при каких условиях?
2.
Какую роль в правовом обучении играет наглядность? Составьте
вариант наглядности по любой юридической теме. Как это можно
использовать на уроке в школе? Разработайте задания, вопросы
к схеме, рисунку и т. д.
3.
Попытайтесь самостоятельно разъяснить сущность методики работы
с юридическими документами. Выработайте пошаговую
модель своей деятельности с использованием такой методики.
4.
Соотнесите понятия и объясните их смысл (при необходимости
используйте учебник по педагогике):

рассказ • методы сообщения новых

лекция юридических знаний;

беседа • методы приобретения новых

дискуссии знаний,их закрепления и вы•
диспуты работки умений, навыков.
• экскурсия

упражнения

лабораторная работа

Раздел 3. СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ПО ПРАВУ

3.1. Учебное занятие по праву и основные
требования к нему
Основной формой учебно-воспитательной работы в области
права в современной системе общего образования является
урок. Специалисты называют его логической единицей правового
курса. Эта известная в мире форма организации учебной
деятельности имеет глубокие исторические корни, однако много
раз критиковалась в среде практиков и теоретиков. Но она
прошла серьезное испытание временем и доказала свою пригодность
к современной системе правового образования.

Учебное занятие по праву— это комплексная система организационной,
учебно-воспитательной деятельности учителя
в единстве с учебно-познавательной деятельностью учеников.
Она направлена на достижение целей усвоения главных дидактических
единиц правового модуля государственного стандарта
знаний, формирование умений пользоваться полученными
правовыми знаниями в практической деятельности.

В современной науке к уроку предъявляется большая группа
дидактических, психологических, гигиенических требований. Так,
например, его продолжительность в школе, в зависимости от
возраста детей, устанавливается от 35 до 45 минут. Педагогу не
следует задерживать школьников на перемену, которая

учени

ку для отдыха. Учитель права при выборе тех или иных методов и
приемов работы на уроке должен учитывать все факторы, способные
оказать отрицательное влияние на здоровье школьника (как
он сидит, какова освещенность помещения и рабочего стола и
проч.).