19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Такой подход хорошо известен в методике обучения истории (М.М. Стасюлевич,
М.Н. Коваленская, А.Ф. Гартвич, НА. Рожков и др.).

Методисты1 выделяют такие этапы работы с документом:

1.
Учитель дает образец разбора документа.
2.
Ученики анализируют документ под руководством учителя.
3.
Работают под руководством учителя и самостоятельно.
4.
Самостоятельно изучают документ в классе и дома.
Ученики могут самостоятельно сформулировать вопросы
к документу, найти его составляющие части и т. д.

Документ, который используется на уроке, должен быть
доступен обучаемым по содержанию и объему. Он должен быть
интересным с позиции познания права, информативным, а
также типичным, распространенным в практике.

На уроках юридический документ может использоваться и
учителем права, и обучаемыми. Предположим, рассматривая
тему о способах и правилах защиты своих прав, учитель может
показать, как составляется исковое заявление в суд, зачитать
отдельные реквизиты этого документа. В другом случае ученикам
раздаются отдельные исковые заявления, работая с которыми
они должны выделить: реквизиты такого документа, показать,
что необходимо указывать в нем, и проч.

Изучая отдельные нормы права отраслевого законодательства,
целесообразно использовать в обучающем процессе извлечения
из законов или подзаконных нормативно-правовых актов.
Прочитывать весь закон нет смысла. Необходимо отобрать ту его
часть, которая соотносится с темой разговора и предложить школьникам
выполнить на основе ее анализа задания. Например, обучаемым
предлагается проанализировать извлечение из Закона
«О занятости населения в РФ» и ответить на такие вопросы:

1.
Как конкретизируется право гражданина России на труд
в действующем законе ?
2.
Что такое «занятость граждан» ?
3.
Всегда ли запрещается принуждение к труду? Это императивное
или диспозитивное правило?
«Статья 1 Занятость граждан.

1. Занятость-это деятельность граждан, связанная с удовлетворением
личных и общественных потребностей…
2. Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться
своими способностями к производительному и творческому труду.
М.Т. Студеникин и др.

Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается , если иное
не предусмотрено законом.

Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения
их к административной и иной ответственности».

В практике работы со старшеклассниками используют систему
анализа нормы права по такой схеме:

1. Прочти норму права и определи ее структуру.
2. Поясни способ изложения нормы права в статье закона.
3. Объясни сущность правовой нормы, ее вид.
В других случаях, после изучения в старших классах вопросов
семейного права, ученикам можно предложить работу по
сравнению норм различных законов. С этой целью школьники,
например, работают над анализом отрывка из Кодекса обычного
права народности Камерун, который был принят в 1969 г . Ученикам
предлагается сопоставить эти правила с нормами Семейного
кодекса РФ, принятого в 1995 г.1

«Ст. 3. Не существует установленного возраста вступления в брак.
Ст. 14. Муж имеет право вступить в несколько браков, женщина
такого права не имеет.
Ст. 15. До вступления в брак женщина находиться под опекой своих
родителей

Ст. 22. Браку предшествуют переговоры. Юноша выбирает невесту
и сообщает своим родителям. Отец юноши несет отцу девушки
пальмовое вино, делает подарок.

Ст. 138. Муж имеет право наказывать жену за дурное поведение.
Ст. 143. Имущество, нажитое женщиной в период замужества,
принадлежит мужчине, а жена на него права не имеет».

Школьники должны научиться объяснять юридические
термины документа, уметь пересказывать его содержание, отрабатывая
навыки толкования, предположим, закона, соотносить
нормы источника права с анализируемой жизненной
ситуацией.

В других случаях учеников знакомят с вымышленным документом,
т. е. специально составленным для учебных целей. Например,
С. Ловягин предложил использовать подобный подход
при изучении устройства закона2.

1 См.: Певцова Е.А. Основы правовых знаний. — М., ВЛАДОС. 2001.
2 См.: Основы правовых знаний. Практикум РФПР. — М., Вита-Пресс, 2001.

«До изучения сложных вещей бывает полезно поработать с их
упрощенной схемой, иными словами, моделью. Чтобы овладеть приемами
чтения законов, надо научиться понимать их структуру,
значение понятий, уметь находить ссыпки на разные статьи законодательства
и знать, что означают непонятные новичку обороты:
«и иные», «не противоречащие закону» и т. д.