19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Именно ему пытаются
уделить особое внимание. Однако сокращение количества
часов для изучения школьных дисциплин и времени на подготовку
домашних заданий предъявляет особые требования и к отбору
правового материала, и к организации учебных занятий.

Методика обучения праву призвана вооружить педагога
целым арсеналом профессиональных средств, приемов, методов
обучения праву.

Она позволяет четко сформулировать задачи обучения
на каждом этапе школьной жизни, обеспечивает учебный процесс
современными методами обучения.

Указанная наука связана с обществознанием, правом и историей,
в рамках которых разрабатывается содержание обучения.

Нельзя обойти вниманием и тот факт, что методика права
связана с психологией, педагогикой, отдельными юридическими
отраслевыми и прикладными науками. Методика обучения
праву выступает главным помощником современного учителя
права в школе.

Из практики каждый учитель знает о том, как важно постоянно
знакомиться с опытом работы коллег в области правового
обучения и воспитания, обращать внимание на результаты экспериментальной
работы, научиться анализировать и применять
положения науки.

Свое дальнейшее развитие наука находит и в практической
деятельности учителей права, которые организуют методические
секции, кафедры и иные формы совместной творческой
работы в школе.

Опыт показал, что результативной может стать исследовательская
деятельность педагога и ученика, которые самостоятельно
работают над определенной темой, апробируют новые
учебники или методики обучения.

Отечественная методика обучения праву развивалась благодаря
профессиональной деятельности многих специалистов,
посвятивших свои труды различным аспектам данной науки.
Активизация научных изысканий в этой области начинается
лишь с середины XX в. В трудах С.С. Алексеева, B.C. Афанасьева,
Г.П. Давыдова, А.В. Дружковой, Л.К. Ермолаевой, Д.С. Кареева,
В.В. Лазарева, Я.С. Щатило и многих других авторов поднимались
вопросы совершенствования познавательной деятельности
в процессе правового обучения, разъяснялись
эффективные методики обучения праву, предлагалось обратить
внимание на практическую направленность правовых знаний,
которыми должны овладеть обучаемые.

К настоящему времени в отечественной методике обучения
праву сложились различные научные школы. Однако история
их формирования начинается в прошлых столетиях.

Впервые в России вопрос о правовом воспитании возник
в конце 60-х г. XIX в. в связи с принятием новых законов.
С 5 декабря 1866 г. несовершеннолетние преступники направлялись
в исправительно-воспитательные дома1. Теперь нужно
было создать целую систему правового воспитания и обучения.

Правовое образование активно обсуждалось в дореволюционной
печати. Речь шла о необходимости целенаправленной
работы по правовому воспитанию.

Еще в первой половине XIX в. высказывались идеи специалистов
о том, что преподавание права может «сводиться к законоведению,
т. е. простому пересказу действующего российского
законодательства, сообщению при этом отрывочных
сведений из области государственного, гражданского и уголовного
законодательства. Теория вопроса, историческое и
философское осмысление излагаемого законодательства фактически
отсутствовали»2.

В 70-е г. ХIХ в. некоторые авторы поставили под сомнение
необходимость и даже полезность лекционного метода обучения3.
Методист В.М. Герасимов доказывал, что «лекции по праву
утомляют, губят процесс обучения. Лекционная система погрузила
в апатию самих учащихся. Она противна их природе»4. Про

1 См.: Тюремный вестник. 1911. № 5, с. 195.

2 Скрипилев Е.А. О юридическом образовании в дореволюционной
России (XVIII — начало XX вв.). // Государство и право, 2000, № 9, с. 81—89.

3 Там же, с. 86.

4 Там же, с. 87.

фессор Новороссийского университета П.Е. Казанский в 1899 г.
выступил с идеей «активных форм обучения праву». Он считал,
что методика права должна быть разнообразной, а ученики —
активными участниками учебных «инсценировок», работы с документами,
исследований в области права. Он предложил даже
закупить в юридические музеи куклы, изображающие сенаторов,
членов Государственного Совета и т. д. Их можно было использовать
в процессе проведения игры на занятиях.

Видный правовед Л.И. Петражицкий высмеял такую методику,
подчеркнув, что «не в стенах дело, не в форме зданий,
представляемых гипсовыми моделями… А устную речь учителя
никогда не следует противопоставлять самостоятельной подготовке
обучающегося»1.