19 Март 2011

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ




Содержание любой темы урока по праву может быть пред

ставлено наглядно в виде схемы, опорного конспекта. В.Ф. Шаталов
— один из авторов методики использования опорных сигналов
в обучении — разработал памятку их создания:

1. Прочти раздел учебника.
2. Кратко изложи главные мысли.
3. Преобразуй записи в графические, буквенные сигналы.
4. Обведи сигналы в блоки.
5. Изобрази связи между ними.
6. Выдели цветом1.
Например, тема «Система права» может быть представлена так.
Схема

См.: Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. — М.,

NП — норма права УП — уголовное право

ИП — институт права АП — административное право

ОП — отрасль права КП — конституционное право

ПП — публичное право ТП — трудовое право

ЧП — частное право г — гипотеза

ГП — гражданское право д — диспозиция

СП — семейное право с — санкция

Этот наглядный материал может быть кратко разъяснен так:

«Система права представляет собой его внутреннюю структуру.
Право состоит из норм, которые связаны между собой. Норма
права может включать в себя гипотезу, диспозицию и санкцию.
Объединяясь друг с другом, нормы права образуют институты,
которые, в свою очередь, создают отрасли права (их много). На схеме
указаны лишь некоторые. В праве выделяют публичное и частное
право. В области публичного права субъекты не равны, один
из них может наделяться властными полномочиями».

2.4. Методика работы с юридическими
документами
Слово «документ» является общеупотребительным, а потому
школьники, как правило, уже знакомы с его значением.
Оно происходит от латинского слова «documentium» и означает
« материальный носитель какой либо информации», предназначенной
для передачи. В области юриспруденции мы очень часто
сталкиваемся с различными документами, имеющими весьма
важное значение. В методике права существуют различные подходы
к вопросу об использовании в правовом обучении документов.
Сторонники практико-ориентированного подхода считают,
что изучение права должно основываться именно на
практической работе школьников с различными документами,
в том числе источниками права. По их мнению, учеников необходимо
знакомить и с особенностями юридической техники
(хотя такая дидактическая единица в обязательном минимуме
знаний школьников не представлена), ведь в реальной жизни
они будут часто сталкиваться с юридическими документами и
должны уметь свободно в них ориентироваться1. Другие же
считают, что работа с документами не должна подменять все

‘См.: Алексеев С.С. Основы права. — М., 1982.

многообразие методов и приемов обучения праву, ведь мы не
готовим профессиональных юристов в системе общего образования,
а даем лишь основы представлений о праве вообще.

При работе с юридическими документами у учеников закрепляются
правовые знания теоретического характера, формируется
интерес к праву, значимость которого они ощущают
предметно. На учебных занятиях по праву целесообразно обратить
внимание на следующие виды юридических документов:

— источники права, нормативно-правовые акты (закон, указ
Президента, постановление правительства, локальные правовые
акты);
— правоприменительные акты (приговор суда по конкретному
делу, обвинительное заключение и проч.);

индивидуальные договоры (брачный контракт, договор подряда
и проч.);
— заявления (исковые, о приеме на работу и проч.).
Некоторые методисты считают, что изучение права может
осуществляться исключительно на основе первоисточников (например,
законов)1. Однако юридические документы не могут
служить основным источником формирования правовых знаний
учеников, и причин этому много. Юридически документ не
адаптирован и может быть непонятен ученикам, в нем встречается
сложная юридическая речь и т. д.

Использование документов может осуществляться в процессе
изучения темы для подтверждения мысли, показа того,
как действует юридическая норма.

У учеников активизируется интерес к теме, если они учатся
читать документ, оценивать его значение. Учитель может цитировать
документ. Работа с источниками права должна постепенно
усложняться.

Обучение работе с документами осуществляется поэтапно.
Если школьники еще ни разу не сталкивались с ними, учитель
должен подробно объяснить, как можно организовать работу, на
что обращают внимание в первую очередь, затем школьники
под руководством педагога работают с документом самостоятельно,
и, наконец, они приучаются к самостоятельной творческой
работе с документами, выполняя задания.